Основные принципы санитарно-просветительской работы
Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.
Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.
«Будущее принадлежит медицине предупредительной», — писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.
В задачи санитарного просвещения входит:
• распространение медицинских и гигиенических знаний;
• воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;
• повышение санитарно-гигиенической культуры.
В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:
• собеседование;
• групповые дискуссии;
• лекции;
• тематические вечера;
• вечера вопросов и ответов;
• беседы за круглым столом;
• устные журналы;
• школы здоровья;
• публикации в прессе;
• конференции,
широко использует и методы наглядной агитации:
• стенгазеты;
• санбюллетени;
• выставки и уголки здоровья;
• презентации;
• книжные выставки.
Как создать качественную презентацию
Требования к слайдам
Для того чтобы наглядные пособия в виде слайдов способствовали повышению эффективности восприятия информации, изображенной на слайде, они должны отвечать следующим требованиям:
U информация, представленная на слайде, должна отвечать последним достижениям науки, техники и передовому опыту
U при создании слайда необходимо использовать такие формы изображения объекта, которые были бы более выразительными, чем другие наглядные пособия
U форма представления информации должна соответствовать уровню знаний слушателей
U наглядные пособия в виде слайдов должны иллюстрировать наиболее трудный для восприятия материал
U размещение информации на слайде должно быть таким, которое позволяло бы демонстрировать как весь слайд, так и его составные части в отдельности
Рекомендации по оформлению слайдов
Для лучшего восприятия информации на слайде старайтесь придерживаться единого формата слайдов, т.е. используйте на всех слайдах:
v одинаковый шрифт
v сходную цветовую гамму, если слайды цветные
Тип и размер шрифтов
Вычурность и разнообразие шрифтов делают трудно читаемым набранный текст. Используйте один шрифт в одном изображении и не более двух для всего доклада. Предпочтительней использовать шрифты, не содержащие тонких линий.
Правильно: А Б В Г Д И Й К Л М Н О П Р С
Неправильно: А Б В Г Д И Й К Л М Н О П Р С
Размер шрифта должен быть таким, чтобы буквы отчетливо различались с последнего ряда аудитории, если демонстрация слайдов осуществляется через проектор. Не рекомендуется использовать шрифт менее 5 мм по высоте. Если для подготовки слайдов используется редактор MicrosoftWord, таким требованиям отвечает шрифт 16 мм, полужирный. Старайтесь не использовать часто заглавные буквы – это также затрудняет прочтение текста.
Цветовая гамма
При использовании цветов старайтесь максимально близко придерживаться естественного цвета демонстрируемого объекта – это обеспечит правильное представление о нем. При подборе искусственного цвета старайтесь придерживаться следующих правил:
q не используйте более 4-х различных цветов на одном слайде
q учитывайте психологическое влияние цветов
§ стимулирующие (теплые) тона – действуют как раздражители: красный, оранжевый, желтый
§ дезинтегрирующие (холодные) тона – приглушают возбуждение: фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый
§ статические (успокаивающие) тона – уравновешивают, отвлекают от возбуждающих цветов: зеленый (чистый), желто-зеленый, пурпурный
§ глухие тона – не вызывают возбуждения, помогают сосредоточиться: серый, белый, черный
§ теплые темные (коричневые) тона – смягчают, стабилизируют возбуждение, действуют инертно: коричнево-землистый, темно-коричневый
§ холодные темные тона – изолируют, приглушают возбуждение: темно-серый, темно-синий, темно-зелено-синий.
Расположение информации на слайде
В большинстве случаев на слайде необходимо располагать 1 объект – так он запомнится лучше, чем в группе с другими. Может быть представлено и два объекта, которые докладчик открывает и поясняет по очереди, а затем проводит их сравнительную характеристику.
Старайтесь не располагать на одном слайде много информации (особенно это касается таблиц) – они плохо читаются. Лучше разбить информацию на несколько логически завершенных частей и демонстрировать на отдельных слайдах.
Текстовые комментарии на слайде
Слайд – не самостоятельное наглядное пособие, его демонстрация должна всегда сопровождаться комментариями, поэтому по возможности необходимо избегать лишних надписей и текстовых дополнений, которые дублируют слова докладчика или преподавателя.
При размещении текстовой информации необходимо помнить, что человек воспринимает зрительную информацию в следующей последовательности:
§ слева направо
§ сверху вниз
РИПО, 2001
Информационный дизайн. 5 способов представить информацию другим
[12.07.04] http://prezentation.ru/
Искусство презентации является внешней и общедоступной частью работы с информацией. Тому, кто не овладел искусством подачи информации на публике, довольно сложно доказывать свой профессионализм. Как сделать сложное доступным, если в вашем распоряжении лишь 10 минут выступления? Мы выбрали пять самых эффективных правил.
Правило №1. Все люди оценивают новую информацию, сопоставляя ее с уже имеющимися у них знаниями. Попробуйте понять, какого роста человек, взглянув на его фотографию в журнале. Вы не сможете. Единственный способ хотя бы приблизительно оценить его рост — это сравнить его с ростом знакомого вам человека или известного предмета. Это правило применимо к оценке большинства вещей и явлений человеческой жизни: любая шкала должна основываться на тех показателях, которые мы знаем.
Правило №2. Вы можете организовать вашу информацию, используя всего пять критериев: алфавитный порядок, географическое положение, хронология, категория или иерархия.
Вы должны сделать наиболее логичный выбор. Города, реки, страны и дороги удобнее всего группировать по расположению. Книги, статьи и справочники — по алфавиту. Документы, связанные с планированием, — по хронологии. Складскую информацию — по категории, а любые физические объекты — по категории (сильнейший — слабейший, начальник — подчиненный и т.п.). Нередко к объектам можно применить сразу два критерия организации. Однако в ходе устного выступления, как правило, схему лучше упростить и ограничиться одним, наиболее важным.
Правило №3. Не украшайте, а упрощайте.
Вспомните правило рекламного дизайна: обилие ярких цветов и текста лишь заслоняет собой целевое сообщение. Любой дизайнер способен добавить в картину миллионы цветов, сделать рисунок трехмерным, поднять его в пространстве и отбросить его тень на землю. Но хороший дизайнер знает, что все это лишь отвлекает от рекламы продукта. То же самое — в организации данных. Если Вам нужно представить статистику, будьте осторожны с круговыми диаграммами. Они более эффектны, чем линейные, но они не создают правильного впечатления о пропорциях. Может быть, стоит органичиться таблицей, в которой самые важные данные будут выделены красным шрифтом? Если вам нужно представить принцип взаимодействия компаний или персон, будьте осторожны — не превращайте вашу визуализацию в схему битвы при Бородино своими многочисленными стрелочками и пунктирными линиями. Может быть, достаточно опубликовать двухуровневую схему в MicrosoftChart?
Правило №4. Чтобы выбрать, на чем остановиться во время доклада, подумайте: что интересно именно вам.
Журналисты знают: лучшая статья — это работа, вдохновленная желанием автора узнать то, чего он не знал и не понимал раньше. То же и с хорошей презентацией. Сначала она интересна автору, а потом — всем остальным.
Правило №5. Смело отказывайтесь от бесполезной информации.
Даже если это 90% доклада. Информационная перегрузка не имеет отношение к утомлению. Это эмоциональная проблема. Лучший способ ее избежать — сосредоточиться на самом важным и самом интересном (одновременно). Лучший доклад — это вспышки интересной информации, незаметно связанные между собой. Кроме того, следует помнить: если вы не смогли уложить свою презентацию в 10 минут выступления, значит вы не очень хорошо подготовились. А если вы не смогли разместить нужную информацию на 10 страницах PowerPoint’a, значит вы плохо разобрались в проблеме и нужно начинать заново!