Даже если Вы совсем недавно начали работать в колледже, то наверняка уже столкнулись с этой проблемой и не всегда знаете, как вести себя в подобных ситуациях.
Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисциплины (грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, некорректное выражение несогласия, «глупые» вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др.).
Дисциплинарные нарушения учащихся могут привести к затяжным конфликтам. Это ведёт к ухудшению результатов деятельности педагога, снижению работоспособности, появлению ошибок, и педагог, особенно молодой, ощущает разбитость, подавленность. Иногда эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самоконтроля и самообладания. Так, например, Ваша бурная реакция на гудение группы с закрытым ртом, обрадует учащихся и обеспечит вам «подобные концерты» в дальнейшем. Процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворённость собственной профессией.
Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные технологии. От этого будет зависеть атмосфера в аудитории, взаимоотношения между преподавателем и учащимся, мироощущение детей, их жизненный тонус. Действия педагога не должны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у обучающегося. Специфика поведения педагога заключается в том, что он должен не уронить свой авторитет, скорректировать поведение учащегося и сохранить его достоинство. Юноши и подростки не всегда в полной мере осознают нанесенный ими морально-психологический урон, и поэтому одна из задач педагога – обучение их осознанию, осмыслению своих поступков по отношению к другому человеку.
Существуют различные подходы к проблеме дисциплины. Один из них можно назвать «Возьмёмся за руки». Педагоги, придерживающиеся этого направления, считают, что со стороны учащегося необходим осознанный выбор, и они включают самих учащихся в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учащимися, на повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Конечно, педагог может заставить учащегося выполнить требование, подчинить его, но подчиняясь силе, учащийся выходит из такого общения менее свободным и более безответственным.
Психологи предлагают иной стиль взаимодействия. Вы знаете, что такое партнерские отношения с учащимся? Это способ изменить поведение воспитанников и отношения в колледже. Они строятся на двух правилах, воспитывающих личность:
- Учащийся выбирает поведение, а педагог помогает сделать выбор осознанным.
- Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.
Очень важно, чтобы Вы выстраивали партнерские отношения не только между собой и учащимися, но также между собой и родителями, преподавателями, администрацией.
Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, Вы, наверное, спрашивали себя: «Как скорее прекратить такое поведение?»
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо:
- распознать истинный мотив поступка;
- в соответствии с ним выбрать способ действия, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
- разработать стратегию своего поведения.
Вы должны понимать, что за дисциплинарным нарушением стоит одна из четырёх целей:
- привлечение внимания;
- власть;
- месть;
- избегание неудачи.
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, Вы должны как-то взаимодействовать с ними. Вам необходимо понять цель нарушения поведения и конструктивно строить общение с учащимися.
Попробуем разобраться с мотивами «плохого» поведения.
- Привлечение внимания. Некоторые учащиеся выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание педагога. Они хотят быть в центре внимания, требуют его все больше и больше. Суть их «плохого» поведения – демонстративность. Такие поступки отвлекают всю группу, преподавателя и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании – базовая психологическая потребность. Иногда подростку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого – это можно считать первопричиной «плохого» поведения.
Вторая причина – никто не учит подростка, как попросить внимания в приемлемой манере.
Третья причина – чем меньше внимания учащийся получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в колледже.
На самом деле учащиеся, демонстрирующие такое поведение, показывают Вам, что они хотят взаимодействовать с Вами, но не знают как.
Если об этом помнить всё время, возможно, Ваше раздражение и возмущение угаснет.
Существуют способы профилактики такого поведения:
- Попробуйте уделять внимание тем, кто сегодня ведет себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение, чем наказывайте за плохое!
- Научите своих учащихся просто и открыто просить внимания у преподавателя или группы.
Иногда такое поведение все же требует немедленной реакции и Вашего вмешательства.
Попробуйте использовать следующие приемы:
- установите зрительный контакт;
- встаньте рядом;
- упоминайте имя ученика;
- игнорируйте такое поведение;
- делайте письменные замечания.
Эта стратегия минимизации внимания позволяет уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.
Иногда можно прекратить выходку ученика, действуя неожиданно:
- начните говорить тихим голосом;
- измените манеру речи;
- временно прекратите занятие.
Существует стратегия отвлечения учащегося. В критический момент Вы можете:
- задать прямые вопросы;
- попросить об одолжении;
- предложить изменить деятельность.
Полезно поблагодарить и отметить тех учащихся, которые делают то, что Вы просили. Можно попросить пересесть нарушителя на другое место.
- Давайте рассмотрим «плохое поведение», направленное на утверждение своей власти над кем-то.
Такие учащиеся постоянно задевают Вас, бросают Вам вызов. Они могут не обращать внимания на Ваши замечания, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку и др. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют Вас перед группой, и Вы боитесь проиграть эту публичную схватку.
Можно выделить основные причины такого поведения:
- Изменение социальных установок от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.
- Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
Поведение учащихся, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы. Активная форма – это вспышки негодования (они неуважительно отвечают преподавателю, хамят). Пассивная форма – тихое непослушание, оправдание ленью, оправдание плохим вниманием, забывчивостью или плохим физическим состоянием.
- ответ на властолюбивое поведение у вас, естественно, возникают эмоции негодования, гнева, замешательства и желание немедленно прекратить выходку.
Несмотря на сложности в работе с такими учащимися, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие учащиеся, демонстрирующие такое поведение – интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению и с независимым мышлением.
Попробуйте воспользоваться двумя принципами профилактики:
- Избегайте прямой конфронтации, что позволяет снизить напряжённость.
- Позволяйте проявлять власть и руководить разрешенными способами под Вашим контролем. Передайте ученику часть своей организаторской власти.
- Самый тяжёлый случай для взаимодействия и воспитания – месть как цель «плохого» поведения.
Часто эти юноши выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда Ваш учащийся устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Конечно, взрослые могут поставить его на место, ибо он сильнее, однако такой способ реагирования оказывается непродуктивным и в некоторых душах сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью.
Иногда подростки мстят преподавателю за обиду, нанесенную другими.
- какой форме поведения проявляется месть? Это могут быть прямые акты физического насилия, а также непрямые акты физического насилия. Например: порча аудиторного имущества (пачкать стены, вырывать страницы из библиотечной книги, сломать цветок).
Есть ещё и психологические акты насилия – оскорбление и хамство. Такие действия продуманны и вызывают у педагога чувство острой обиды и беспомощности. Любимый способ отомстить – подвергнуть атаке то, что для Вас дорого, ценно и важно. Например, аккуратность, чистоплотность или вежливость и пунктуальность. К сожалению, взрослые все чаще сталкиваются с такими способами мести и шантажа как алкоголь, наркотики, преступления и др.
Если в ответ на поведение ребёнка вы чувствуете обиду, боль, недоумение, опустошение, то, скорее всего, скрытая цель такого поведения – месть. Второй признак – ваши первые импульсивные желания:
- Ответить силой, подавить любой ценой.
- Уйти, избежать сложившейся ситуации.
Но, ни одна из этих непосредственных реакций не подходит для преподавателя.
Есть два основных принципа профилактики мстительного поведения:
- Строить отношения со всеми учащимися так, чтобы в них чувствовалась забота о них.
- Обучать учащихся нормальным выражениям своей душевной боли и страдания приемлемыми способами.
Но и у мстительного поведения есть сильные стороны. В действиях этих подростков и юношей чрезвычайно развита способность к выживанию, обижая других людей, они как бы защищают себя от обид. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Опираясь на эту активность, Вы сможете выстроить взаимоотношения с ним. С точки зрения социальной адаптации такое поведение является не безнадежным.
Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного властного типа.
Как же должен вести себя педагог для того, чтобы мирно выходить из напряженных и взрывоопасных ситуаций? Попробуйте использовать меры экстренного педагогического вмешательства.
Ищите изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала.
Признайте силу ученика.
Это признание, как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов учащегося и преподавателя как личностей и способствует возникновению среди участников конфликта духа кооперации, а не конфронтации. Например, Вы можете сказать: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». На это нечего возразить, здесь нет команд и можно как-то воздействовать на Диму, чтобы он принял правильное решение.
Уберите зрителей или отложите конфликтное обсуждение данного момента, когда учащиеся уйдут.
Например, на занятии, когда какой-нибудь учащийся вступил с Вами в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию (он чувствует горячее внимание всей группы), просто скажите:
- мы обязательно закончим обсуждения этого вопроса на перемене;
- у меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас;
- возможно, ты прав. Как-нибудь поговорим об этом.
Без зрителей учащийся может потерять интерес к конфронтации.
Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Например, когда учащийся начинает допекать Вас, скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три часа тебе подходит?».
Озадачивайте учащихся. Покажите, что Вами нельзя манипулировать:
- Согласитесь с учащимся (словно его высказывания или вопросы совершенно безобидны и незначительны).
- Поменяйте тему или расскажите шутку, прочтите стихотворение.
Поведение учащегося может быть деструктивным, если его целью является избегание неудачи.
Эти подростки не задевают Вас, не вносят хаос в деятельность группы, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с группой и с вами. Часто учащиеся, боящиеся неудачи ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Эти учащиеся любят откладывать выполнение задания на потом, не доводят до конца начатое дело, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом. Такие юноши «избегание» постоянно используют как способ защиты, что не способствует успеваемости и социальному развитию.
Сталкиваясь с поведением, направленным на избегание неудачи, педагог осознает свою профессиональную несостоятельность. Кажется, что невозможно помочь такому ученику.
Причины поведения, направленного на избегание неудачи:
- взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность учащегося. Такой стиль бесполезен;
- неоправданно высокие ожидания родителей и преподавателей от подростка и его страх не соответствовать этому ожиданию;
- перфекционизм, требование от себя совершенства;
- упор на соревнование. Если Вы ставите учащегося перед выбором: быть ему победителем или проигравшим, то некоторые из них выберут – не играть вообще.
Для таких неуверенных в себе учащихся необходимо оказывать специфическую помощь:
- Поддерживать любые попытки сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
- Помогать таким подросткам преодолевать барьеры, втягивать в продуктивные отношения с другими учащимися.
Техники педагогического вмешательства, позволяющие установить партнёрские отношения с учениками
- Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) учащегося, а не его личности, описывайте поведение подростка безоценочно.
Субъективные оценочные слова («глупо», «по-хамски», «меня раздражает» и др.) вызывает раздражение учащегося, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас». Будьте твердым, но доброжелательным.
- Займитесь своими негативными эмоциями, их можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если Вы научитесь управлять своими эмоциями, и не будете выливать на головы учащихся потоки «благородного гнева», то Вы лишаете властолюбца желаемой реакции и готовите почву для успешного взаимодействия.
- Не усиливайте напряжение ситуации.
Не следует:
- повышать голос;
- оставлять последние слова за собой;
- разговаривать с сарказмом;
- читать морали;
- передразнивать или придираться;
- сравнивать одного учащегося с другим.
- Не закрывайте учащемуся пути к хорошему поведению в будущем.
Запомните следующие правила:
- Говорить о «плохом» поведении, а не о плохом учащемся
- Не сравнивать подростка с другими
- Не обвинять
- Избегать чтения морали и лекций о поведении.
- Обсуждайте проступок учащегося позже.
Поговорить о некрасивом поведении нужно, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, а может быть, завтра. Отреагировать на проступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает Ваш учащийся. А серьезное обсуждение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым, а что нет.
- Позволяйте учащемуся «сохранять лицо».
Не задевайте чести и достоинство учащегося. Позвольте ему исполнить безвредную игру «По-своему», т.е. дайте ему возможность использовать «свои способы» защиты, например:
- выполнить Ваши требования не сразу, «тянуть» несколько секунд;
- строить гримасы, выполняя Ваше требование;
- перед тем как подняться, говорить что-то типа «не буду», «не хочу», чтобы последнее слово осталось за ним.
Тогда Вы как педагог получите то, что хотели и не заденете чести учащегося. Оба в выигрыше!
- Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, так как это позволит в дальнейшем обучать и подростков адекватному выражению своих чувств.
Если же конфронтация не закончилась и назревает взрыв, лучше всего увести скандалиста от конфликта и зрителей. Существуют техники временной изоляции. Например, удаление в пределах аудитории или изоляция в кабинете администрации. Это делается в крайнем случае, когда нет другого выхода – нужны немедленные действия. Можно предложить учащимся сделать самостоятельный выбор, за который придется нести ответственность.
Нарушения поведения имеют свои последствия или свою расплату. Учащиеся должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Учащиеся должны думать о последствиях, тогда они научатся выбирать наиболее подходящее поведение.
Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о санкциях, будет форма «когда (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».
Санкции, которые Вы применяете к учащимся, должны быть связаны с этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершённый в аудитории, учащийся получил в колледже, а не дома.
Формулирование санкций должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.
- сожалению, преподаватели позволяют себе несдержанность, грубость, оскорбления учащихся. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть, запугивание и т.д. Такая реакция педагога противоречит педагогической целесообразности воздействия на учащегося, зачастую является причиной невротизации, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога.