Сапега Лев Иванович (1557-1633) – староста Слонима с 1586 г. по 1633 г.
Огинский Михаил Казимир (1728-1800) – староста Слонима с 1761 г. по 1793 г

ЛЕВ ИВАНОВИЧ САПЕГА
И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОРОДЕ СЛОНИМЕ

Лев Иванович Сапега (04.04.1557 – 07.07.1633) – белорусский политический, общественный и военный деятель Великого Княжества Литовского, дипломат, мыслитель. На протяжении жизни он занимал самые высокие должности в Великом княжестве Литовском: королевский секретарь в 1580-1581 годах, писарь государственной канцелярии в 1581-1585 годах, подканцлер в 1585-1589 годах, канцлер великий литовский (нынешняя должность премьер-министра) в 1589-1623 годах, воевода виленский с 1623 года и одновременно гетман великий (что значит главнокомандующий) с 1625 года по 1633 год.
Лев Сапега был выходцем из чарейской (или чарейско-ружанской) линии Сапег, происходивших из древнего рода оршанских бояр. Сапеги являлись представителями герба «Лис» и считались другим по значительности (после Радзивиллов) магнатским родом Великого княжества Литовского.
Лев Иванович Сапега родился 04 апреля 1557 года в родовом поместье Островно Витебского уезда (теперь деревня в Бешенковичском районе Витебской области) в семье Ивана Ивановича Сапеги (умер в 1580 г.), старосты дрогичинского и подстаросты оршанского, и княжны Богданы Друцкой-Соколинской-Конопли (Коноплянки), которая умерла в 1584 г. Лев Сапега имел двух младших братьев и трех сестер. Его дед, Иван Богданович Сапега был витебским воеводой, потом – подляским (умер в 1516 г.).
Малолетнего Льва отдали на учебу и воспитание кальвинистским преподавателям в знаменитый несвижский двор виленского воеводы и канцлера великого Николая Радзивилла Черного, с младшими сыновьями которого Сапега и учился.
В 1570–1573 годах Лев Иванович Сапега вместе с тремя младшими сыновьями Николая Радзивилла учился в Лейпцигском университете в Германии, где под влиянием Реформации сменил свое православное вероисповедание и стал протестантом (кальвинистом).
Окончив Лейпцигский университет, Лев Сапега  возвратился на родину хорошо подготовленным правоведом, дипломатом и философом.  Он досконально владел греческим, латинским, немецким, польским и  белорусским языками. Необыкновенная логика мышления, безупречная память и отличное знание законов помогли ему выиграть судебное имущественное дело собственного отца. Лев выступил в роли адвоката. Исследователи отмечают, что  неизвестно, был Иван Сапега прав или нет, но, блестяще выиграв дело, юноша обратил на себя внимание самого короля и великого князя Стефана Батория.
На последнем этапе Ливонской войны (1558-1583 гг.) в 1579 году Лев Сапега участвовал во главе гусарской хоругви (полка) в полоцкой кампании Стефана Батория в освобождении Полоцка. 30 января 1580 года король принял его в число своих придворных: Сапега был назначен на должность великокняжеского (королевского) секретаря. Вместе с королем Стефаном Баторием он в 1580-1581 годах принимал участие в военных походах на Великие Луки и Псков, где вновь возглавлял гусарскую хоругвь.
В 1581 году Сапега получил должность писаря Великого Княжества Литовского. Вместе с канцлером А.Б. Воловичем и подканцлером К.Н. Радзивиллом Лев Сапега принимал участие в создании высшего судебного и апелляционного органа в государстве – Главного Трибунала Великого княжества Литовского (вступил в действие 1 апреля 1581 года).
В 1584 году в Москве с русским царем Федором Ивановичем подписал соглашение о перемирии на 10 лет и освободил из плена 900 белорусских узников, попавших в московский плен во время захватнической войны в 1563 году. За удачную дипломатическую миссию 2 февраля 1585 года Лев Сапега получил должность подканцлера Великого княжества Литовского, а 20 июля 1586 года – пожизненное Слонимское староство, прибыль от которого шла ему.  После этого Лев Сапега сделал Слоним своей главной резиденцией.
1 сентября 1586 года Лев Сапега женился на Дороте, дочери коштеляна люблинского Андрея Фирлея, которая была уже вдовой трокского воеводы, князя Стефана  Сборожского (умер в 1585 г.). От первого брака Дорота имела дочь Барбару. Льву Сапеге она родила сына Яна Станислава (1589-1635), который в 1621 году стал маршалком великим литовским, а также еще троих детей, но они умерли в младенчестве. Дорота умерла 14 марта 1591 года и была похоронена в виленском костеле святого Михаила.
В 1586 году Лев Сапега перешел из кальвинизма в католичество, что способствовало его дальнейшей карьере, но обычно он занимал толерантную (терпимую) позицию в религиозном вопросе. Во время безкоролевья 1587 года, после смерти Стефана Батория, он предложил план федерации Польши, Великого княжества Литовского и Московской державы с одним королем (предлагалась кандидатура царя Федора Ивановича). Когда этот план не был реализован, поддержал кандидатуру шведского королевича Жигимонта (Сигизмунда) III Вазы.
Лев Сапега возглавлял сеймовую комиссию по подготовке третьего Статута Великого княжества Литовского (утвержден 28 января 1588 года). Он отредактировал его текст и профинансировал издание в виленской типографии Л. и К. Мамоничей. Статут был издан на белорусском языке и считался на протяжении многих лет образцом законодательства в Европе. Отличительной чертой Статута 1588 года являлось то, что он действовал 252 года и был отменен лишь в 1840 году при Николае I.
В апреле 1589 года Лев Сапега получил должность канцлера великого, став руководителем внешней и внутренней политики Великого княжества Литовского.
На церковном соборе в Бресте в 1596 году, как королевский комиссар, Сапега выступил в защиту церковной унии, но был категорическим противником насилия как средства ее укрепления. По его приказу,  в 1594-1607 годах, были переписаны архивные книги Метрики Великого княжества Литовского, чтобы при пользовании они не приходили в негодность.
В 1599 году Сапега женился второй раз, но уже на 16-ти летней княжне Гальшке (Елизавете) Радзивилл (1583-1611), дочери Кристофа Николая Радзивилла Перуна, воеводы виленского и великого гетмана литовского, главы кальвинистов в Великом княжестве Литовском. От Гальшки Радзивилл Лев Сапега имел трех сыновей – Кристофа Николая (1607-1631), писаря Великого княжества Литовского; Казмира Льва (1609-1656), подканцлера Великого княжества Литовского с 1645 года; Николая (умер мальчиком), а также дочь Анну (1603-1627).
В 1600-1601 году Сапега возглавил посольство в  Москву, в результате которого договорился с русским царем Борисом Годуновым о продолжении перемирия еще на 20 лет (начиная с 15 августа 1602 г.), но государственной унии с Москвой не добился.
Лев Иванович Сапега не поддержал Лжедмитрия I, так как считал, что лучше заключить унию с Московской державой. Однако есть версия, что именно Сапега  подготовил его для роли царевича Дмитрия (так считает российский историк С.М. Соловьев). В 1609 году, убедившись, что уния с Москвой не свершится, выступил за войну Речи Посполитой с Россией (1609-1618 г.) и поддержал Лжедмитрия II.
Лев Иванович Сапега участвовал в осаде Смоленска и поддержал кандидатуру королевича Владислава Жигимонтовича на московский трон. В 1617-1618 году содействовал организации и финансированию похода королевича Владислава на Москву, выставил гусарскую и пехотную роту и сопровождал Владислава до Вязьмы. В октябре 1618 года вернулся к королевичу под Москву, в Тушино. Участвовал в переговорах с московскими послами, в результате чего 1 декабря 1618 года было подписано Деулинское перемирие на 14 с половиной лет. 6 февраля 1623 года Лев Сапега был назначен на должность воеводы виленского, отказавшись от должности канцлера великого.
После убийства униатского полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича витебскими православными мещанами в 1623 году Лев Сапега возглавил судебную комиссию, которая вынесла суровые наказания участникам убийства.
25 июля 1625 года Лев Сапега был назначен гетманом великим литовским. В 1625 году он участвовал в войне Речи Посполитой со Швецией (1600-1629 г.) во главе дивизии в Инфлянтах.
Умер Лев Иванович Сапега 7 июля 1633 года в городе Вильно. Похоронен там же, в костеле святого Михаила.
В своей политике Лев Иванович Сапега отстаивал суверенитет Великого княжества Литовского в составе федеративной Речи Посполитой, неуклонно придерживался 12-й статьи 3-го раздела Статута Великого княжества Литовского 1588 года, который запрещал раздавать польской шляхте имения и посты (должности) в Великом княжестве Литовском.
Лев Сапега был одним из богатейших магнатов, владел  многочисленными имениями и староствами. Содействовал развитию белорусского книгопечатания. В своей резиденции в Ружанах собрал богатую библиотеку.
Несомненно, история Белоруссии второй половины XVI – начала XVII веков –  эпоха Сапеги. Государство держалось на нем, как на сказочном богатыре. Это был преданный, самоотверженный патриот, для которого наивысшим долгом было служение Отечеству.

Деятельность Льва Ивановича Сапеги в городе Слониме
20 июля 1586 года Лев Иванович Сапега стал Слонимским старостой. Несмотря на важность занимаемых государственных постов в Великом княжестве Литовском, Лев Сапега Слониму и этому краю уделял чрезвычайно большое внимание. С обыкновенного провинциального городка, при его усилиях и усердии, Слоним превратился в важный политический центр княжества.
Во время его староства был значительно перестроен и благоустроен городской замок, расширены помещения архива и библиотеки, построен новый каменный призамковый дворец (названный дворцом Сапеги), где в 1597-1685 годах проходили предсеймовые генеральные сеймики всего Великого княжества Литовского, куда съезжались послы и сенаторы воеводств. Здесь проводились также сеймики поветовые, на которых выбирались послы на сеймики генеральные и депутаты в трибуналы. Для приема большого количества вельмож Сапега построил рядом с замком дома для гостей, вымостил улицы и площадь, посадил сады, построил новые мосты. В 1595 году отстроил разрушенный в 1506 году единственный в городе католический костел (который возвышался на месте теперешнего костела св. Андрея).
По ходатайству Льва Сапеги 04 января 1591 года великий князь Великого княжества Литовского и король Польши Жигимонт III Ваза подтвердил городу самоуправление по Магдебургскому праву (получено в 1531 году) и дал герб «Лис». Не без помощи старосты – Льва Сапеги, с 1605 года Слоним получил право склада, что обязывало купцов, которые провозили через город товары, останавливаться и торговать ими. В том же году Лев Сапега основал в городе первый ткацкий цех.
Следует заметить, что, как и многие старосты, Лев Иванович Сапега был занят важными государственными делами и в Слониме бывал нечасто, староством управляли его наместники, но все инициативы, связанные с политической, хозяйственной и культурной жизнью города, принадлежали ему.

ЛИТЕРАТУРА
Асветнікі зямлі Беларускай: Энцыклапедычны даведнік / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 496 с.: іл.
Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. Т. 14. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 2002. – 512 с.: іл.
Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 22. / Советская Энциклопедия; Редколлегия: А.М. Прохоров (главный редактор) и др. – М.: Советская Энциклопедия, 1975. – 628 с.: ил.
Славутыя імены Бацькаўшчыны: Зборнік. Выпуск 1. / Складальнікі: Ул. Гілеп і інш.; Рэдкал.: А. Грыцкевіч (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БФК, 2000. – 384 с.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 6. Кн. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 592 с.: іл.
Караткевіч В.Б., Кулагін А.М. Помнікі Слоніма. – Мн.: Навука і тэхніка, 1983. – 103 с.: іл.
Масленицина И. Патриотический провинциализм // Слонімскі веснік. – 1999. – № 165, 168.
Супрун В. Леў Сапега // Слонімскі веснік. – 1993. – № 10.
Супрун В.Р. Дзеі над Шчарай: (З гісторыі зямлі Слонімскай). – Слонім: ГАУПП “Слонімская друкарня”, 2000. – 168 с.: іл.
Тарасаў С. Леў Сапега // Беларусь. – 1995. – № 11.

МИХАИЛ КАЗИМИР ОГИНСКИЙ
И ЕГО «УСАДЬБА МУЗ» В ГОРОДЕ СЛОНИМЕ

Герб “Лис”  рода Сапег

Герб Льва Сапеги

Лев Иванович Сапега
(1557-1633)

Михаил Казимир Огинский (1728-31.05.1800) – государственный деятель Речи Посполитой, композитор, поэт, меценат. Представитель древнего магнатского рода Огинских, принявших в XVII веке католичество. Занимал должности: великого литовского виночерпия в 1744-1748 годах, польного литовского писаря и генерал-майора литовских войск в 1748-1764 годах, воеводы виленского в 1764-1768 годах, гетмана великого литовского в 1768-1793 годах.
Михаил Казимир Огинский родился в Козельске в 1728 году в семье трокского воеводы Тадеуша Юзефа и княгини Анны из рода Вишневецких. Его бабкой по отцу была Элеонора, жена виленского воеводы, рожденная Война, а по матери – Екатерина Дольская, первая жена великого гетмана литовского Михаила Серватия Вишневецкого. Таким образом М.К. Огинский был из «русского» рода как по мужской, так и по женской линиям. Несмотря на то, что семья Огинских была княжеского происхождения, согласно законам Речи Посполитой до конца XVIII столетия она этим титулом не пользовалась. Зато гетман Огинский, как и большинство тогдашних магнатов, в служебной переписке на французском языке пользовался титулом графа.
В детстве Огинский воспитывался вместе с шестью своими сестрами, что, определенно, наложило отпечаток на его характер: особое внимание к своему внешнему виду.
Михаил Казимир Огинский своего отца, приверженца саксонских королей, потерял рано. Сначала он находился под опекой своего деда по материнской линии, а после его смерти (1744 г.) под присмотром витебского воеводы Мартиана Огинского, но только следующий его опекун, назначенный с согласия короля, князь-канцлер Михаил Чарторыский, занялся основательным воспитанием и образованием юноши.
С юности Огинский изучал музыку и изобразительное искусство. Был хорошим живописцем-любителем и особенно музыкантом. Играл на скрипке (учился у Джованни Баттиста Виотти), арфе, клавикорде и кларнете. Однако семья Чарторыских возлагала на своего воспитанника другие надежды: политическую и военную карьеру.
В очень молодом возрасте Михаил Казимир Огинский выступил на арену общественной жизни: 18 сентября 1744 года он получил должность великого литовского виночерпия, 20 июня 1748 года был назначен польным литовским писарем, 20 сентября 1748 года получил звание генерал-майора литовских войск. В том же 1748 году впервые стал депутатом сейма и получил первые коронные поместья. На молодые годы Огинского приходятся также первые контакты с масонами и тайными союзами. Как раз в это время он стал членом ложи в Лукле.
В 1753-1761 годах Огинский путешествовал по Европе, был в Берлине, Дрездене, Вене, Париже. В 1757 году во время похода герцога Орлеанского Огинский стал его адъютантом.
18 октября 1761 года Михаил Казимир Огинский заключил брак с дочерью князя-канцлера Чарторыского, Александрой, третьей женой подканцлера литовского Михаила Антона Сапеги (умер 12 октября 1760 года).
Самой ценной частью приданого Александры Сапеги, которую она принесла своему второму мужу Михаилу Казимиру Огинскому, была Слонимская экономия (где с 1761 он был старостой). Это государственное имение было одним из многочисленных, которые принадлежали Михаилу Антону Сапеге. Но брак, заключенный между Александрой Сапегой и Михаилом Огинским, оказался не очень счастливым. Бездетные Огинские жили преимущественно врозь: каждый своей собственной жизнью, встречались изредка. Александра Огинская имела резиденцию в Седльце, а Михаил Огинский – в Слониме, где каждый создавал свою художественную среду.
После свадьбы около года М.К. Огинский прожил в Петербурге, где от императрицы Екатерины II получил орден Андрея Первозванного и был одним из ее кандидатов на польский трон. При петербургском дворе Огинский стремился стать любовником царицы. У него происходили даже встречи с Екатериной II, которая сначала к нему относилась доброжелательно, но, в конце концов, через «кровать» императрицы Огинский ничего не добился (польским королем был избран Станислав Август Понятовский), более того вызвал к себе ненависть.
В 1764 году Михаил Казимир Огинский получил титул виленского воеводы и ряд имений. По инициативе и на средства Огинского в 1767-1783 годах была осуществлена прокладка через полесские болота двух дорог-трактов (Пинск-Слоним, Пинск-Волынь) и знаменитого канала, который соединил бассейны Балтийского и Черного морей. Канал стал для всего Полесья поводом для гордости и фактором экономического роста. Протяженность канала Огинского составила 47 км (вместе с Выгонощанским озером 54 км) /большой канал/, который соединил Щару (приток Немана) с Ясельдой (приток Припяти), а в пределах города Слонима выровнял рукав Щары /малый канал/. Строительные работы на канале велись также с 1799 по 1804 годы. Возведенный канал имел 10 шлюзов и составлял часть Днепро-Неманского водного пути. С 1804 года по каналу было открыто судоходство. По нему преимущественно сплавляли лес, перевозили также зерно, сырье для мануфактур и прочие грузы. Во время первой мировой войны (1914-1918 гг.) и советско-польской войны (1920 г.) канал оказался в зоне активных военных действий, что привело к разрушению его гидротехнических сооружений. В 1928 году канал был восстановлен. До 1941 года он использовался для лесосплава, эпизодически – для судоходства. 13 сентября 1942 года на канале произошел Огинский бой, шлюзы и платины были повреждены либо разрушены. Попытки восстановления в послевоенное время не имели успеха, в результате русло обмелело и стало зарастать, канал потерял хозяйственное значение.
29 февраля 1768 года М.К. Огинский получил булаву великого гетмана Великого княжества Литовского. В 1771 году он перешел на сторону Барской конфедерации (которая выступала как оппозиция польскому королю Станиславу Августу Понятовскому и России), а 7 сентября 1771 года напал на русские войска и разбил их под Бездежем. Неожиданный успех вскружил Огинскому голову настолько, что он забыл о всякой осторожности: в ночь с 22 на 23 сентября 1771 года был окружен, и его трехтысячная армия была поностью разбита под Столовичами (теперь Барановичский район Брестской области) войсками А.В. Суворова, после чего Огинский эмигрировал, а его имения в России были конфискованы.
На рубеже 1774-1775 годов гетман вернулся в Речь Посполитую, где не без трудностей принял командование над войсками и занялся урегулированием своих финансовых дел.
Пребывание в Париже и недостаток денег заставили Огинского в 1774 году продать подваршавское имение Неборов своей племяннице княгине Гелене Радзивилл, врожденной Пшездетской, и ее мужу. Эта великолепная усадьба, основанная в XVII веке, была приобретена Огинским вместе с большим замком в 1766 году. Именно она должна была стать главной резиденцией гетмана. Михаил Казимир Огинский вложил в ее восстановление, отделку и парки значительные средства, но, к сожалению, бесполезно для себя. И только тогда он решил перенести свое постоянное жилище, свою художественную среду на белорусское Полесье – в Слоним.
Получив амнистию и секвестрованные имения, в 1775 году он возвратился в Слоним. Это была невосполнимая потеря для Польши и культурное приобретение для Белоруссии, так как с этого момента на протяжении двадцати лет Слоним с его капеллой и театром становится «Полесскими Афинами».
Чтобы иметь полную свободу действий, Огинскому необходимо было ликвидировать магистратское самоуправление. И, возможно, по его ходатайству в 1776 году решением сейма Слоним был лишен самоуправления по Магдебургскому праву (возвращено 3 мая 1791 года). После чего в руки Огинского перешла практически неограниченная власть в старостве и городе. Он мог использовать по своему желанию весь потенциал края: человеческие и материальные ресурсы.
27 декабря 1781 года на общем собрании представителей масонских лож, которое было посвящено стремительному распространению этого движения в восточных провинциях, Михаил Казимир Огинский был избран «уполномоченным великим мастером провинции Литва». Наместником Литвы он был утвержден и на выборах 1788 года.
В средине 1782 года М.К. Огинский находился в Ахене (Германия), а в конце года – в Брюсселе (Бельгия), потом довольно долгое время, до средины 1785 года – в Голландии – Амстердаме и Гааге. Тогда же он познакомился с Англией, где пребывал до мая 1786 года.
Из путешествия гетман вернулся преданный английской культуре и обычаям, которыми в то время увлекся весь континент. К этому времени относится развитие фаянсовой фабрики в Телеханах, коврового и гобеленового производства в Слониме.
В 1790 году М.К. Огинский побывал в штаб-квартире в Пруссии и Нижней Силезии с надеждой, что у него получится так развязать европейские конфликты, чтобы улучшить положение Речи Посполитой.
Роскошный стиль жизни, чрезвычайно дорогое содержание двора в Слониме с его большим оркестром и оперным театром, многочисленные культурные инициативы, прокладка канала и дорог-трактов даже такое крупное состояние, которым владел Огинский, должны были привести к разорению. Поэтому в 1791 году почти все свои имения старый гетман продал племяннику – дальнему родственнику Михаилу Клеофасу Огинскому (они происходили из двух разных линий рода, общий предок их Самуэль Лев, жил в первой половине XVII века, умер в 1657 году), с условием, что тот заплатит за него более 8 миллионов долга. Имущество гетмана оценивалось в 14 миллионов, продажная же цена была определена в 12 миллионов 250 тысяч злотых. Поэтому после вычета долгов Михаил Клеофас Огинский должен был уплатить гетману 4 миллиона 250 тысяч злотых ассигнациями.
В 1791 году Михаил Казимир Огинский находился в Берлине, а затем в Голландии, откуда выслал польскому королю Станиславу Августу, приобретенную в Амстердаме, ценную картину из своей галереи – знаменитого «Лисовщика» («Польского конника») Рембрандта (сегодня эта картина находится в одной из коллекций в Нью-Йорке). За картину гетман получил из королевской оранжереи апельсиновые саженцы для слонимской оранжереи.
С сентября 1791 года Огинский снова в Слониме. По просьбе Военной комиссии он принимает участие в маневрах на Украине, где отдает внимание исключительно военному оркестру, а в походе 1792 года командует войсками Великого княжества Литовского и своим полком.
6 июля 1793 года Михаил Казимир Огинский сложил с себя гетманские полномочия в пользу Михаила Клеофаса Огинского.
В 1792-1793 годах закончился «слонимский период» в деятельности Михаила Казимира Огинского, поскольку в 1793 году Екатерина II конфисковала у него Слоним, который назначила как резиденцию для губернских властей, хотя позже император Павел I это решение отменил.
Во время восстания под руководством Тадеуша Костюшки (1794 год) Огинский находился в Вильно. Будучи тяжело больным, он по-прежнему окружал себя музыкантами, его другом стал Йозеф Гайдн.
В 1795 году Михаил Казимир Огинский принес присягу Екатерине II. Последние годы своей жизни он провел в Галенове – своей резиденции под Варшавой, хотя временами задерживался в старомодном и неудобном варшавском дворце на улице Шорной, который получил в наследство от своей тетки Анны Огинской. В Белоруссию и Литву Огинский больше никогда не возвращался.
28 августа 1798 года в присутствии мужа умерла Александра Огинская, так и не сыграв значительной роли в его жизни, а 31 мая 1800 года в Варшаве умер и сам Михаил Казимир Огинский. Слуги установили ему памятник с патриотической надписью, которая свидетельствует об их сердечном отношении к покойному: «Михаилу Казимиру Огинскому, князю из Козельска, великому гетману Великого княжества Литовского, который за отечество сражался, много за него вытерпел и всегда ему верно служил. Память почтения, скорби и признательности этим воздали слуги своему пану. Жил лет 72, умер в 1800».

“Усадьба муз” Михаила Казимира Огинского в городе Слониме

Усадьба Михаила Казимира Огинского в городе Слониме
(реконструкция А.В. Соколков, А.И. Грипич)

 Слонимский театр Огинского – придворная театральная труппа гетмана великого литовского Михаила Казимира Огинского. Основан в 1770 году, прекратил деятельность после 1791 года. В театре работали профессиональные итальянские, немецкие, польские певцы, крепостной хор и балет. Балетная труппа подготавливалась в Слонимской балетной школе. Представления сопровождала Слонимская капелла Огинского. При театре действовала также музыкальная школа.
Репертуар театра состоял из балетов, в том числе «Королевский балет», «Балет мельников», «Дикий балет», «Дизертир» (1784) (последние два показаны в 1790-1791 годах на гастролях в городе Дубно на Украине), опер таких композиторов, как Дж. Паизиелло, Э. Р. Дуни, А.Э.М. Гретри, П.А. Монсиньи, Н. Йоммелли, А. Сакини, П.А. Гульвельми, К.В. Глюка, Дж. Таэски («Телемак», 1780 г.) и других, а также Огинского («Измененный философ», 1771 г.; «Положение сословий», 1781(4) г.; «Силы света», 1781(4) г.; «Елисейские поля», 1788 г.), трагедий Вальтера («Альзира», 1780 г., 1783 г.; «Марьяна», 1786 г.), произведений Ф.Д. Князьнина («Цыгане», 1786 г.; «Мать спартанка», 1971 г.) и других.
Согласно «Инвентарному списку инструментов и музыкальных бумаг», составленному в 1801 году, собрание нот произведений, которые исполнялись на различных сценах театра Огинского, включало 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более 460 других музыкальных произведений (оратории, арии, музыка для дивертисментов, отдельных танцев и прочее). Среди исполнителей выделялись дочь «мэтра игры на клавикорде» Д. Грабенбауэра, Г. Давиа, П. Дроздовская, Лесевичевна, Конопковна, Кинтнер, Герман, Пленц, Мартинкевична, Шуцкая, Михайловская, Цельнер; солисты Янский и М. Лазарини. Филиалы театра работали также в Седльце (Польша) и Телеханах (Ивацевичский район Брестской области).
В 1771 году на канале Огинского функционировал «плавучий театр» на баржах, который предназначался для постановки летом театральных спектаклей. В 1777-1788 годах по проекту известного итальянского архитектора и декоратора Иноченца Мораино вблизи дворца на берегу малого канала Огинского (выровненного рукава реки Щары) на месте театрального помещения, построенного ранее Сапегой, был возведен в стиле барокко оперный театр – «Дом оперы» /“Опернхауз”/ (разрушен после 1804 года).
Театр представлял собой каменное двухэтажное покрытое черепицей здание на переднем фасаде которого располагались большие двустворчатые стеклянные двери. В театре имелись двухъярусные ложи, в каждой из которых был красивый паркетный пол и камин. Особенно выделялась богато украшенная картушем с гербом монарха королевская ложа. Осветлялось здание роскошной хрустальной люстрой, а так же многочисленными расположенными около стен лампами и настенными светильниками. Для украшения театра служили, находившиеся в фойе, четыре алебастровые фигуры.
Большая сцена театра была приспособлена для показа самых сложных спектаклей, оперных и балетных постановок, с выходом большого количества певцов и статистов, театрализованных конных баталий и водных феерий. Сцена была разделена на две половины: передняя ее часть предназначалась для игры актеров, а задняя служила для показа сцен на лодках. В этом случае часть сцены через систему труб заполнялась водой из соседнего выше расположенного става (пруда). Когда же вода была не нужна, а по ходу действия пьесы имела место какая-либо битва или марш войск, то эта часть сцены закрывалась толстыми щитами, а с тыльной ее стороны открывались огромные ворота, через которые врывались всадники. Технические возможности позволяли показать также и два фонтана, которые начинали бить на сцене, освещаясь бенгальскими огнями (при театре работал пиротехник – «мастер по фейерверкам» Т.Г. Ваксмунт).
Кроме зрительного зала почти на тысячу мест, имелись другие помещения. Для исполнения высокохудожественных произведений и воплощения технических новшеств приглашались известные мастера из-за границы. Администратором придворного театра и капеллы был генерал-адъютант литовских войск Станислав Вайнилович, который с 1776 по 1792 годы находился на службе у гетмана Огинского. Декорации для театра создавали И. Мораина и театральный машинист Жан Бои (Ян Бой). Среди других художников театра: К. Атасельский, А. Штровбл (1776-1778 гг.), И. Регер (1776-1778 гг.), Й. Рустемас (1788-1790 гг.), А.С. Домбровский, крепостные мастера-декораторы Михаил, Николай, Янок и др.
Слонимская капелла Огинского – придворный хор с оркестром гетмана великого литовского Михаила Казимира Огинского.
Существовала в 1765-1793 годах. Обслуживала показы Слонимского театра Огинского, балы, костельные службы, совершала концертные поездки (например, выезд капеллы в Шклов в 1780 году). Определялась высоким профессиональным уровнем аркестра, своеобразным исполнительским стилем. Музыкальные инструменты коллектива считались одними из лучших в Европе, их общее количество составляло, как минимум, 106 единиц (в том числе 21 скрипка, 13 кларнетов, 4 габоя и др.).
В 1765 году под руководством капельмейстера Майзнера (Майснера) была организована музыкальная трупа, состоявшая из 12 человек. С 1776 года капелла имела большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человека) во главе с дирижерами Ю. Паули, А. Данези. Среди музыкантов были: 24 крепостные (например, Райский, крепостной Радзивиллов, работал в Слониме в 1775-1780 годах и считался одним из наиболее талантливых участников капеллы) и иностранных (немецкие, чешские и итальянские певцы, инструменталисты и дирижеры (среди которых К. Чаприани). Расцвет деятельности капеллы приходится на 1780 год. С первой половины 1780-ых годов начинается ее упадок: сократился состав – многие иностранные музыканты перешли в Несвижскую капеллу Радзивиллов. Уже в 1785 году ансамбль состоял из 26 инструменталистов и вокалистов. Временный подъем капелла и театр пережили в конце 1780 – начале 1790-ых годов, однако в 1792 году в аркестре осталось всего 12 музыкантов и он уже не составлял художественного целого, а в 1793 году капелла прекратила свое существование.
Слонимская музыкальная школа действовала в 1770-1780-ых годах при Слонимском театре Огинского. В школе обучались мальчики и девочки, в том числе крепостные, с целью подготовки певцов и музыкантов для театра и слонимской капеллы Огинского.
Слонимская балетная школа действовала при Слонимском театре Огинского. С 1777 года существовал небольшой балетный ансамбль (8 человек), подготовленный балетмайстером Ноаком. В 1781 году под его руководствам укомплектована школа (в 1785 году – 18 учеников, после 1790 года больше). Сначала среди учеников преобладали дети придворных музыкантов, позже – крепостных крестьян. Учеников кроме танцев учили также чтению и письму. Расцвет школы и подготовленной ею труппы связан с деятельностью балетмайстера и композитора Ф. Марини (около 1781-1788 годов), балетмейстеров мужа и жены Экеров, а также польского танцовщика, солиста, балетмейстера и педагога слонимского балета Ф. Шлянцовского (работал в 1785-1792 годах). В 1788 году четыре воспитанника выступали в Варшаве в балете “Рыбаки”. В сезон 1790-1791 годов группа (приблизительно 20 человек) показала 4 спектакля на гастролях в городе Дубно (Украина). Слонимский балет успешно конкурировал с королевским балетом в Варшаве. С 1792 года школа и балетная труппа была переведена в местечко Телеханы (теперь Ивацевичский район Брестской области), а в 1800 году после смерти гетмана закрыта.

ЛИТЕРАТУРА
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 1. / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя; Рэдкалегія: П.У. Броўка (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1973. – 624 с.: іл.
Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. Т. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 1996. – 552 с.: іл.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 6. Кн. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 592 с.: іл.
Асветнікі зямлі Беларускай: Энцыклапедычны даведнік / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 496 с.: іл.
Афанасьева Т. Палацы слонімскага магната Міхала Казіміра Агінскага // Слонімскі веснік. – 1993. – № 10.
Караткевіч В.Б., Кулагін А.М. Помнікі Слоніма. – Мн.: Навука і тэхніка, 1983. – 103 с.: іл.
Карповіч І. Міхал Казімір Агінскі // Слонімскі веснік. – 2001. – № 91.
Супрун В.Р. Дзеі над Шчарай: (З гісторыі зямлі Слонімскай). – Слонім: ГАУПП “Слонімская друкарня”, 2000. – 168 с.: іл.
Цеханавецкі А. Міхал Казімір Агінскі і яго “сядзіба музаў” у Слоніме / Пераклад з нямецкай мовы У. Сакалоўскага. – Мн.: Беларусь, 1993. – 176 с.
Цеханавецкі А. Міхал Казімір Агінскі і яго “сядзіба музаў” у Слоніме / Пераклад з нямецкай мовы У. Сакалоўскага. – Мн.: Выдавецтва “Про Хрысто”, 2006. – 272 с.: іл.
Цеханавецкі А. Слонімскае мецэнацтва Міхала Казіміра Агінскага // Голас Радзімы. – 1993 . – № 2.
Цеханавецкі А. Тэатр Агінскага ў Слоніме // Слонімскі веснік. – 1992. – № 105

Герб “Агнец” рода Огинских

Михаил Казимир Огинский
(1728-1800)