Цели изучения темы:
Примеры информационных технологий

Структура информационной технологии

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современные информационные технологии, их классификация и характеристика
Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - наука, учение) – это совокупность методов, приёмов, способов и процессов, применяемых в каком-нибудь деле, в производстве чего-нибудь, их научное описание, а также дисциплина, изучающая закономерности, действующие в технологических процессах. В сущности любая технология представляет собой инструмент для достижения поставленных целей.
Различают технологию материального производства и информационную технологию.
Технология материального производства(ТМК) – это совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.
Технология материального производства включает:
- подготовку сырья и материалов;
- производство материальных продуктов;
- сбыт производственных продуктов потребителям.
Цель технологии материального производства – это выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Информационная технология (ИТ) - процесс, состоящий из методов, способов и приемов, позволяющих осуществлять информационные процессы обработки, хранения, передачи, поиска и выдачи информации.
При этом в ходе сбора и обработки первичной информации (данных) получается информация нового качества (информационный продукт) о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная технология включает:
- сбор данных или первичной информации;
- обработку данных и получение результативной информации;
- передачу результативной информации пользователю для принятия на ее основе решений.
Цель информационной технологии – это производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Информационная технология – это умение правильно работать с информацией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приемов.
Информационную технологию, описывающую процесс, можно представить в виде иерархической структуры, разделив ее на этапы, действия и элементарные операции.

Различают традиционные («бумажные») и современные («безбумажные») информационные технологии.
Традиционная информационная технология – это информационная технология, где в качестве носителя информации преобладает бумага и используются неэлектронные средства ее фиксации, преобразования и передачи. Данная технология существовала до периода массового использования персональных компьютеров и была ориентирована главным образом на снижение трудоемкости в работе пользователя (например, проведение научных расчетов).
Современная (новая, компьютерная) информационная технология – это информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Примеры информационных технологий
технология обработки графической информации;
технология обработки текстовой информации;
технология работы с базами данных;
технология работы с электронными таблицами;
презентационные технологии;
мультимедийные технологии;
сетевые технологии;
веб-технологии и др.
Персональный компьютер /ПК или ПЭВМ/ (англ. personalcomputer /PC/) – это ЭВМ универсального назначения, рассчитанная на одного пользователя и управляемая одним человеком.
Различают шесть поколений ЭВМ:
1. Первое поколение (1945-1955) - на вакуумных электронных лампах:
ENIAC (США), МЭСМ, БЭСМ-1, Стрела-1, М-20, Минск-1, Киев-1, Урал-1, Раздан-1.
2. Второе поколение (1955-1965) - на полупроводниках (транзисторах):
NCR 304 (США), М-220, БЭСМ-3, Урал-11, Минск-32, Раздан-2, Днепр-3, БЭСМ-6.
3. Третье поколение (1965-1973) - на интегральных схемах (ИС):
IBM 360 (США), ЕС ЭВМ (единая система ЭВМ), СМ ЭВМ (серия малых ЭВМ).
4. Четвертое поколение (1973-1993) - на больших интегральных схемах (БИС):
ПК Altair-8800 (США), ILLIAC-IV, Cray-2, Эльбрус-2.
5. Пятое поколение (с 1993 года) - на сверхбольших интегральных схемах (СБИС):
ПЭВМ на базе микропроцессоров класса Pentium.
6. Шестое поколение (с 1995 года) - на элементах с биологическими принципами обработки информации. Проводятся научные исследования над созданием«нейрокомпьютера» - электронно-логической машины (ЭЛМ).
Компьютер – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для работы с информацией.
Телекоммуникационные средства – это технические устройства или системы, способные передавать, переносить, принимать или контролировать распознаваемые в качестве сообщений электромагнитные или оптические сигналы.
Основным техническим средством для реализации современной информационной технологии, прежде всего, является персональный компьютер.
Современная информационная технология – это технология, основанная на:
- повсеместном использовании ЭВМ и оргтехники (оргтехника – это разнообразные технические средства, используемых в целях механизации (замены ручных средств труда механизмами, машинами) и автоматизации управленческих и инженерно-технических работ; например, использование пишущих машинок, механизированных картотек, копировальных аппаратов, микрокалькуляторов и пр.);
- активном участии пользователей в информационных процессах;
- высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса;
- широком использовании пакетов прикладных программ общего и специального назначения;
- возможности для пользователя доступа к базам данных и программам, в том числе и удаленным, благодаря локальным и глобальным компьютерным сетям;
- анализе ситуаций при выработке и принятии управленческих решений с помощью автоматизированных рабочих мест специалистов;
- применении систем искусственного интеллекта;
- внедрении экспертных систем;
- использовании телекоммуникации и др.
Основными принципами современной информационной технологии являются:
- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Классификация современных информационных технологий:
1. По степени автоматизации задач управления:
- ИТ электронной обработки данных – выполнение обработки данных с использованием ЭВМ;
- ИТ автоматизации управленческой деятельности – (отчеты, планы) использование вычислительных средств для подготовки управленческих решений;
- ИТ поддержки принятия решений – формирование прогнозов, составление бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности;
- ИТ электронного офиса – обеспечение комплексной реализации требуемых задач благодаря использованию интегрированных пакетов прикладных программ;
- ИТ экспертной поддержки – (искусственный интеллект) использование специалистами-аналитиками сведений, составляющих базу знаний в конкретной предметной области.
2. По типу обрабатываемой информации:
- ИТ обработки данных – применение систем управления базами данных и электронных таблиц;
- ИТ обработки текста – использование текстовых редакторов и гипертекста;
- ИТ обработки графики – применение графических редакторов;
- ИТ обработки знаний – использование экспертных систем;
- ИТ обработки объектов реального мира – применение средств мультимедиа.
3. По возможности доступа пользователя к информационным ресурсам:
- пакетная ИТ – исключение возможности пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме;
- диалоговая ИТ – предоставление пользователю неограниченной возможности взаимодействия с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном режиме времени, позволяя получать всю необходимую информацию;
- сетевая ИТ – предоставление пользователю средств доступа к территориально распределенным информационным ресурсам благодаря развитым средствам связи.
4. По способу построения сети ЭВМ:
- локальная сетевая ИТ;
- многоуровневая сетевая ИТ;
- распределенная сетевая ИТ;
- глобальная сетевая ИТ.
5. По типу пользовательского интерфейса, реализуемого операционной системой:
- ИТ командного интерфейса – обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды;
- ИТ WIMP-интерфейса (Windows - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель) – графического интерфейса пользователя. На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель;
- ИТ SILK-интерфейса (Speech – речь, Image – образ, Language – язык, Knowledge – знание) – интерфейса поисковых систем. На экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.
Структуру информационной технологии образуют:
- техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей;
- программное обеспечение - это совокупность программ, исполняемых аппаратными средствами компьютера, позволяющих обрабатывать информацию на ЭВМ;
- информационное обеспечение – это совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки;
- организационно-методическое обеспечение - это комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Существует и другой подход к рассмотрению структуры информационной технологии, согласно которому любая ИТ включает три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих её ядро:
- аппаратное обеспечение(Hardware);
- программное обеспечение(Software);
- интеллектуальное (алгоритмическое) обеспечение(Brainware).
Но кроме ядра ИТ существует еще один, очень важный компонент – сеть поддержки информационной технологии, инфраструктура (Infrastructure): необходимые физические, административные и организационные структуры, культурные схемы, стандарты и критерии и т.д.
Понятно, что простого наличия компонентов, составляющих информационную технологию, недостаточно для того, чтобы ее «оживить». Реализация информационной технологии возможна в определенной среде – информационной системе.
Информационная система (ИС)– целостная взаимосвязанная совокупность средств и методов сохранения, обработки, поиска и выдачи информации, обслуживаемая и используемая человеком.

Классификация информационных систем по характеру и типу решаемых задач
информационно-поисковые (справочные) системы;
географические информационные системы;
управленческие информационные системы;
системы искусственного интеллекта;
экспертные системы;
обучающие информационные системы и др.
Автоматизированная информационная система(АИС) – это комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации различных процессов, связанных с деятельностью человека, который является частью этой системы.
По сфере применения автоматизированные информационные системы подразделяются на: административные, производственные, учебные, медицинские, военные, экологические и др.