Медицинская информатика - это прикладная медико-техническая наука, занимающаяся исследованием процессов получения, обработки, хранения, распространения и передачи информации с использованием ЭВМ и других технических средств в медицине и здравоохранении
Объектом изучения медицинской информатики являются информационные технологии, реализуемые в здравоохранении.
Предметом изучения медицинской информатики являются информационные процессы, взаимосвязанные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.
Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.
Основной задачей медицинской информатики является внедрение в медицину и здравоохранение передовых, наиболее эффективных технологий, приемов и методов работы с аппаратными и программными средства
Основные понятия медицинской статистики
Медицинская статистика - отрасль статистики, изучающая и анализирующая количественные закономерности состояния и динамики здоровья населения и системы здравоохранения, а также разрабатывающая методы статистического анализа клинических и лабораторных данных.
Варианта (V) - это количественное значение признака анализируемого процесса (например, уровня заболеваемости).
Вариационный ряд - статистически однородный ряд чисел, состоящий из последовательно расположенных (в порядке возрастания или убывания) вариант (количественных значений признака) и их частот (повторяемости).
Показатель (р) - это доля вариант, обладающих конкретным признаком.
Выборка или выборочная совокупность (п) - это часть вариант (группа относительно однородных элементов), отобранных для исследования из генеральной совокупности.
Задача выборочного метода состоит в том, чтобы сделать правильные выводы относительно всей совокупности элементов. Например, заключение о составе крови пациента делается на основе анализа ее нескольких капель.
Генеральная совокупность (N) - это неограниченно большая или вся мыслимая совокупность измерений, индивидуумов или явлений, о свойствах которых собираются судить в результате исследования на основании данной выборки.
Организация статистического исследования
Статистическое исследование состоит из четырёх этапов:
1. Составление программы и плана.
2. Сбор материала.
3. Разработка данных.
4. Анализ, выводы, предложения, внедрение в практику.
I Составление плана исследования
План исследования представляет собой организационные элементы работы, т.е. кто, где и когда проводит исследование.
В первую очередь необходимо определить объект исследования. Под объектом исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из отдельных предметов или явлений – единиц наблюдения.
Объектом исследования могут быть население региона, отдельные его группы, кадры, учреждения здравоохранения и др. При составлении плана необходимо определить способы формирования совокупности.



II этап – сбор материала
На этом этапе осуществляется статистическое наблюдение и сбор материала. Статистическое наблюдение включает в себя регистрацию и заполнение учётных документов в соответствии с программой и планом исследования.
III этап – разработка материала
Разработка собранного материала состоит из нескольких этапов:
•1. Контроль и шифровка.
•2. Группировка.
•3. Сводка в таблицы.
•4. Вычисление статистических показателей.
•5. Графические изображения.
IV этап - анализ, выводы, предложения, внедрение в практику
На завершающем этапе исследования осуществляется анализ полученных результатов, сопоставление их с критериями и данными аналогичных исследований, обобщение материала. На основании проделанной работы формулируются выводы и предложения по внедрению в практику.
Проведение статистического анализа данных в Microsoft Excel




Выявление взаимосвязей




Выявление достоверности различий



Практические задания
Измерение связи между явлениями. Коэффициент корреляции
Задача 1. Определите характер и силу связи между возрастом пациентов, прошедших медицинский осмотр, и числом выявленных у них хронических заболеваний. Определите достоверность полученных результатов. Оцените достоверность полученных результатов.
Возраст лиц, прошедших медицинский осмотр |
Абсолютное число хронических заболеваний (на 100 осмотренных) |
20 – 29 |
120,5 |
30 – 39 |
190,0 |
40 – 49 |
150,6 |
50 – 59 |
260,3 |
60 и старше |
350,7 |
Задача 2. Определите характер и силу связи между загрязненностью воздуха и частотой возникновения заболеваний органов дыхания, основываясь на данных таблицы. Оцените достоверность полученных результатов.
Средний уровень загрязненности воздуха
|
Абсолютное число случаев заболеваний органов дыхания (на 1000 населения) |
0,5 |
30 |
0,8 |
28 |
1,0 |
32 |
1,2 |
46 |
1,5 |
42 |
2,0 |
50 |
Задача 3. Определите, существует ли зависимость между количеством детей в группах детских учреждений и заболеваемостью респираторными инфекциями среди них? Оцените достоверность полученных результатов.
№ группы |
Количество детей |
Абсолютное число заболеваний респираторными инфекциями в месяц |
1 |
10 |
1 |
2 |
11 |
4 |
3 |
12 |
3 |
4 |
13 |
2 |
5 |
14 |
4 |
6 |
15 |
3 |
7 |
16 |
5 |
8 |
17 |
2 |
Задача 4. На основании данных, представленных в таблице, определите силу и характер связи между охватом населения города К. вакцинацией против гриппа и заболеваемостью гриппом. Оцените достоверность полученных результатов.
Охват вакцинацией против гриппа (%) |
Заболеваемость гриппом (на 1000 чел.) |
5,0 |
260,0 |
10,0 |
230,0 |
12,0 |
245,0 |
12,0 |
235,0 |
18,5 |
200,0 |
19,0 |
210,0 |
20,5 |
187,0 |
22,0 |
160,0 |
22,5 |
160,0 |