Военная медсестра Наташа Михалева

 Софья Сергеевна Уранова (1910-1988)

 

На  картине мы видим девушку в короткий миг затишья. Такие военно-полевые госпитали часто подвергались налётам вражеской авиации, артиллеристскому обстрелу и танковым атакам. Мы не знаем, что будет дальше с этой совсем ещё юной девушкой, задумчиво глядящей вдаль. 

На картине я вижу образ русской девушки-медсестры, не спавшей долгими ночами, которая ухаживает за ранеными бойцами. Для каждого она как мама, как сестра, как друг и поддержка. Мы видим , как она переживает за жизнь каждого солдата. Она не жалеет своих сил, себя, борется за каждое их дыхание.

Медсестры также поддерживали духовное и эмоциональное состояние раненых солдат. Благодаря своей отзывчивости и доброте, они помогали солдатам преодолевать страхи и депрессию, вдохновляли их на веру в победу и возрождение Родины.

На картине, до глубины души, на меня произвел впечатление  взгляд медсестры, глаза ее полны боли, печали и усталости... В её глазах -  вера, вера в Победу.

Гуринович Анна, учащаяся 1ЛБ-1

На картине художник показывает военную медсестру. В тяжёлые годы Великой Отечественной Войны это было необходимо. В военной палате лежат раненные мужчины, которые нуждаются в лечении. На картине видно, что девушка очень замученная, её уставший взгляд и потухшие глаза. Видно, что она не спит ночами, но она продолжает спасать и борется за жизни многих.

Картина потрясает своим сюжетом и тем, как мастерски она сделана. Все детали призваны усилить драматизм и напряженность ситуации. Картина, хранящаяся в Третьяковской галерее, где усталая медсестра показана в минуту отдыха. То, что дело происходит во время войны, понятно и из года создания полотна - 1945, и из облика медсестры. Видно, как девушка устала. Она работает во временном госпитале, устроенном в какой-то избе. Похоже, что недалеко идут бои, привозят много раненых, и приходится работать день и ночь. Девушка задумалась о чем-то своем.

Алешкевич Анастасия Олеговна, учащаяся  1 ЛБ-1

Ha картине я вижу очень уставшую медсестру. Видно, что идет война и в военной палатке лежат раненые солдаты, которые нуждаются не только в лечении, но и в моральной поддержке.

Очень уставший взгляд, потухшие глаза говорят о том, что она провела не одну бессонную ночь, дежуря возле раненых солдат, успокаивая и подбадривая их. Измученная и уставшая, не спавшая не одну ночь, она выполняет свою работу безропотно и добросовестно..

Конюх Вероника, учащаяся 1СД-5 

 

На картине художница показала военную медсестру. Усталую  и задумавшуюся, в полевом госпитале, рядом с двумя ранеными. В военное время раненых было очень много, но медсестры боролись за их здоровье и жизнь. Ведь спасать человеческую жизнь -, значит совершать чудо!!!

Аполоник Лера,  учащаяся 1СД-4

Машенька

Борис Михайлович Неменский (1922 г.р.)

Борис Михайлович Неменский— народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор.

Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей. Картина подкупает добротой, искренностью и легкой ноткой печали, в ней «живет образ волшебной сказки, рассказанной по-своему, по-солдатски правдиво, бесхитростно, искренне» (Л.А. Неменская). В двойном освещении утреннего холодного окна и настольной лампы фигура девушки кажется очень трогательной. Взгляд ее устремлен куда-то внутрь себя, сосредоточен на каких-то едва уловимых, ускользающих воспоминаниях или мечтах. Автор смог передать удивительное состояние «между сном и явью, между реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было написано множество лиц. И в результате появился образ настолько проникновенный, что многие солдаты, прошедшие войну, уверяли: на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Последняя встреча

Ильдар Кадирович Акжигитов  (1984 г.р.)

В годы Великой Отечественной войны люди не только совершали подвиги, но и просто жили: встречались, любили и создавали семьи. С помощью палитры красок мастер говорит нам о всепобеждающем чувстве любви в тяжелых условиях военного времени. Эту человеческую, а не героическую сторону войны и открывает нам художник. 

 

"Последняя встреча" Ильдара Кадировича Акжигитова - это произведение, которое заставляет зрителя задуматься и воспринять глубокий эмоциональный опыт. Эта картина пронизана тонкой, почти мистической атмосферой, которая заставляет зрителя погрузиться в свои мысли и переживания.

 Автор умело передает эмоциональную напряженность сцены, заставляя зрителя задуматься о содержании и контексте встречи, изображенной на полотне. Каждая деталь картины, будь то мимика лиц персонажей, освещение или композиция, играет свою роль в передаче эмоций и настроения.

 Одно из особенностей работ Ильдара Кадировича Акжигитова - это его мастерство в работе с цветом и светом. Он использует яркие и насыщенные оттенки, чтобы привлечь внимание зрителя и создать особую атмосферу. Также он умело играет с тенями и светом, чтобы создать глубину и объемность на полотне.

 "Последняя встреча" - это не просто картина, это произведение искусства, которое заставляет задуматься о времени, о прошлом и будущем, о чувствах и эмоциях. Это произведение, которое продолжает жить в памяти зрителя и вызывает многочисленные размышления и впечатления.

Григорович Ангелина, учащаяся 1ЛБ-2

Картина "Последняя встреча" Ильдара Кадировича Акжигитова вызывает множество эмоций. Запечатлена последняя встреча молодого солдата и медсестеры перед отправлением на фронт. Она будет лечить и возвращать в жизнь раненых, а он сражаться за мир и за победу. Обстановка их окружения подчеркивает эту неизбежность расставания, ведь на картине изображено тяжёлое время, а именно Великая Отечественная война. В их глазах ярко и проникновенно передана глубокая печаль, тоска, понимание того, что скоро им придётся разойтись, что могут больше и не увидеться вновь. Они жертвует своей любовью, которая напоминает нам о том, что даже в самых трудных моментах, она остаются с нами, чтобы спасти мир.

Эта картина заставляет меня задуматься о цене мира и войны, о любви и жертвенности, о том, какие чувства овладевают людьми в трудные времена.

 Сазонова Александра, учащаяся 1ЛБ-1

Медсестра (В свободную минуту). 1945 г.

Григорий Михайлович Шегаль (1889-1956)

Григорий Михайлович Шегаль — видный представитель советской исторической живописи 1930-х годов, сильные и слабые стороны которой выявились в его творчестве весьма ярко и рельефно

Из жанровых произведений Шегаля немалую известность в послевоенную пору приобрела картина из собрания Третьяковской галереи «В свободную минуту. Медсестра» (1945). Тема военной жизни в ней звучит не событийно, а в ее не менее героическом повседневном проявлении. В этой картине зрителя привлекают задушевность скромного лирического живописного рассказа, выраженная в нем правда.

 http://www.liveinternet.ru/users/3596969

На картине Г.М. Шегаль изобразил медсестру, которая нашла минуту собраться с мыслями. По ее внешнему виду понятно, что она устала от войны, что сил уже не остается. Но она сильная и мужественная, она понимает, что нужно спасать людей. Детей и их родителей, тяжело раненых солдат. Картина вызывает чувства тревоги, она показывает, насколько тяжело было переживать годы войны, насколько большую работу проделывали медицинские сестры и врачи, спасая раненых.

 Гурбанова Лейла, учащаяся 1ЛБ-2

Картина потрясает своим сюжетом и тем, как мастерски она сделана. Все детали призваны усилить драматизм и напряженность ситуации. Картина, хранящаяся в Третьяковской галерее, где усталая медсестра показана в минуту отдыха. То, что дело происходит во время войны, понятно и из года создания полотна - 1945, и из облика медсестры. Видно, как девушка устала. Она работает во временном госпитале, устроенном в какой-то избе. Похоже, что недалеко идут бои, привозят много раненых, и приходится работать день и ночь. Девушка задумалась о чем-то своем.

Неведомская Ангелина, учащаяся 1СБ-1

На картине Шегаль изобразил уставшую медсестру, которая присела отдохнуть из-за усталости. Война отняла у нее все силы, и по ней видно что она очень устала от такой жизни. Но в то же время она находит в себе силы и дальше идет помогать тяжело раненым, детям и женщинам, ведь им нужна ее помощь. Картина вызывает чувство страха и тревоги войны. Показывает, насколько тяжелой была медицина в военное время. Картина передает весь страх того времени.

Гурбанова Фатима, учащаяся 1ЛБ-2

Медсёстры

Виктор Владимирович Альшевский (1953 г.р.)

Виктор Владимирович Альшевский родился 21 сентября 1953 года в д. Угольщина Могилевской области. Окончил Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству им. И.В. Ахремчика (1972), Белорусский театрально-художественный институт, отделение монументально-декоративной живописи (1980), творческие мастерские Академии художеств СССР в Минске (1984). Учился у Г.Х. Ващенко, В.В. Немцова, М.А. Савицкого. Работы находятся в государственных и частных собраниях Беларуси, России, Германии, Норвегии и др.

Как молоды мы были. 1969 г.

Ахвледиани Вахтанг Георгиевич (1924-1984)

Родился 8 марта 1924 году в городе Тбилиси (Грузинская ССР). Закончил Тбилисскую Академию искусств (1951). Работал в отрасли станковой живописи. Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в республиканских выставках с 1961. Награжден медалями. Основные произведения: «Дружба» (1954), «Серый день» (1960), «Встреча Т. Г. Шевченко из А. А. Церетели» (1961); «Над могилой вторая» (1964 - 1965); «Девушки» (1967); «Анна» (1967); «На току» (1968), «Наталка» (1971), «Шахтеры» (1974), «Богатыри Донбасса» (1979), «Высотник М. Дубовой» (1980), «В братской семье" (1982) и другие. Произведения хранятся в Луганском, Днепровском и других художественных музеях. Источник: http://socrealizm.com.ua 

 

Война - это то, что нельзя описать простыми словами… Война разрушает всё, что видит на своём пути… Она не щадит никого. На картине изображена жуткая ситуация - смерть медицинского работника, человека, который вместе с воинами спасал  жизни людей. Очень жаль, что в то время погибло такое количество людей. Нужно помнить об этом всегда. Никогда не забывать!!!

Ушева Елизавета, учащаяся 1ЛБ-1

Война очень страшное событие в жизни людей. Война - это горькие слезы, это смерть, разлука. Война, она как воровка, забрала множество жизней людей.

В самом центре картине, мы видим, трагическую любовь двух людей. Во время войны их любовь заканчивается, девушка  погибает во время боя, а ее возлюбленный держит ее бережно на руках и прощается.

Королюк Анна Михайловна, учащаяся 1ЛБ-1

 

На данной картине мы видим раненого солдата, несущего молодую девушку, который  устал после тяжёлого боя. Эта картина потрясает своим сюжетом и тем, как она  сделана. Она призывает, не смотря ни на что, сражаться на поле боя и проявлять мужественный героизм во время Великой  Отечественной войны. Великая Отечественная война требовала от людей беспримерного мужества .

Сушко Карина, учащаяся 1СБ-1

 

Медсестра Наташа

Бут Николай  Яковлевич (1928-1989)

Бут Николай  Яковлевич (г. рожд. 1928) — российский художник-баталист. События Великой Отечественной войны — основная тема творчества художника.

https://evg-crystal.ru/kartiny/but-nikolaj-kartiny.html

Великая Отечественная война оставила свой  отпечаток в жизни многих людей. То, что видели медики во время боевых действий, нельзя передать словами.  На этой картине мы видим девушку, которая вместе с юношами отважно сражается на поле боя. Автору удалось изобразить женщину – медсестру, которая спасла не одну жизнь на поле боя.

 Казмерчик Елена,  учащаяся 1СД4

Наши сестры. 1982 г.

Вайшля Леонид Игнатьевич (1922 г.р.)

Леонид Игнатьевич после окончания средней школы был призван в Красную Армию. Великую Отечественную войну начал сапёром на Ленинградском и Волховском фронтах. Был ранен. После выздоровления окончил артиллерийскую и танковую школу. Воевал на 1-м Белорусском фронте. В составе 11 гвардейского танкового корпуса прошёл путь от Сандомира до Берлина. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». 

Вайшля Леонид Игнатьевич - член Союза художников России с 1964 г. Участник городских, всесоюзных, республиканских и международных выставок. Работы художника находятся во многих региональных музеях.

 http://www.liveinternet.ru/users/3596969

 

Картина называется  «Наши сёстры». Ещё с давних времён  нам известно, что медицинские сёстры проходят через тяжёлые времена и пути. На картине изображено самое тяжелое время - Великая Отечественная война. На войне хрупкие сёстры носили тяжелораненых и больных на своих хрупких плечах. Несмотря на выстрелы и бомбы, они оказывали помощь раненым. Нам надо брать с них пример, никогда не отказывать в помощи больным,  не при каких обстоятельствах. Наши сёстры - сильные люди, милосердные и заботливые с них надо брать пример каждому. Будьте людьми, помогайте народу встать на ноги - я считаю, что так бы звучал девиз этой картины!

Юречко  Виктория учащаяся 1ЛБ1

Эта картина посвящена судьбе  женщин спасавших раненных в дни Великой Отечественной войны. На ней четко изображено ,как тяжело было в те времена. В холодную пару года, во время войны, отважные вооруженные девушки на санях спасают раненого. Это подчеркивает женскую храбрость и отвагу. В наше время, когда уже не одно поколение выросло после войны, подвиг женщин, воевавших на фронте во время Великой Отечественной войны почитаем, и воспринимается на одном уровне с подвигом мужчин-фронтовиков благодаря таким картинам и литературным произведениям.

Боровская Илона,  учащаяся 1ЛД1

 

Медсанбат

Владимиров Валентин Георгиевич (1869-1947)

Одна из главных тем в живописи - это война. На картине В.В.Георгиевича "Медсанбат" изображены раненные в бою солдаты и медсестра. После тяжелого боя уставшие и искалеченные красноармейцы вернулись в родную деревню. Медсестра стоявшая рядом оказала первую помощь, как ангел хранитель, в белом халате, стояла измученная опершись об столб старой избы, и с состраданием смотрела на потрепанных войной солдат.

Ляшевич Анастасия, учащаяся 1СБ-1

 

 

«Аджимушкайская Аленушка» из цикла «Аджимушкай. 1942 год». 1966 г.

Бут Николай Яковлевич (1928-1989)

На картине изображена молодая девушка, которая ещё не успела прожить эту жизнь так, как ей бы хотелось. Юная медсестра присела и даже в момент отдыха не выпускает из рук оружие, что позволяет понять, насколько тяжело было в то время. Глаза её наполнены бессилием, сама она уставшая и измученная, явно не спала уже не одну ночь. Эта картина воплощение того, что война не щадит никого, даже будь то юная девушка...

Малашенко Мария, учащаяся 1ЛБ-2

 

В годы войны добровольцами на фронт вызывались не только парни, но девушки в качестве мед сестер, на данной картине мы как раз таки видим одну из таких девушек. Бедная медсестра сидит одна и чуть ли не засыпает, видно как она устала, но не смотря  на усталость, девушка понимает какую ответственность взяла на себя и что  не может позволить себе ни минуты отдыха, так как в любую секунду могут принести в палату раненого котором потребуется срочно оказать медицинскую помощь. Мне кажется девушка сидит и думает чтобы это уже поскорее закончилось и она дальше смогла жить спокойно без страха что ее могут убить.

Домашова Дарья, учащаяся 1ЛБ-1

 Эскиз к картине «Валерия», посвященной подвигу 20 летней санитарки Валерии Гнаровской. 1970 г.

Володин Серафим Александрович (1934-2011)

 Володин Серафим Александрович - удивительный человек. Многие годы он дарит свое мастерство ученикам Красногорской детской художественной школы. К нему на занятия едут из Дедовска, Дмитровского, Степановского. Даже час в дороге - ничто для увлеченных рисованием детей.

http://www.liveinternet.ru/users/3596969

 

 

 Валерия. 1970 г.

Володин Серафим Александрович (1934-2011)

Валерия Гнаровская - героиня Великой Отечественной Войны, погибшая 23 сентября 1943 г. Момент героической смерти 20-ти летней девушки изобразил художник на своем полотне. Ее чистый и светлый образ подчеркивают ромашки. Страшное чудовище, которое будет сейчас уничтожено этой хрупкой девочкой, только слегка прослеживается сквозь дым. Ромашки выбраны автором не случайно, они действительно цветут в этот период времени, но здесь они еще и символизируют чистоту молодость и жизнь вопреки смерти.

https://ovolodine.ru/nashi-novosti/kartina-nedeli-valeriya 

 

 

Подвиг Валерии Гнаровской. 1961 г.

Пентешин Иван Мильевич (1927-1998)

 

Таня. 1969 г.

Грибов Евгений Алексеевич (1928-2008)

Медицинские сёстры в любой период нашей жизни, особенно в тяжёлый, играют важную роль. К таким периодам относится война. Она никогда не проходила без травм и ранений, раненых было много, очень много, чтобы поставить их на ноги нужна помощь медицинских работников. Медицинские сёстры делали большой вклад в восстановление бойцов. На картине одна из таких сестёр. Она измучена морально и физически, глядя на солдат её сердце обливается кровью. Каким бы чёрствым человек не был, он всегда проявит сочувствие, но они сделали большее...

Еремич Софья, учащаяся 1ЛБ-1

Во втором эшелоне

Дмитриевский Виктор Константинович (1923—2006)

Виктор Константинович Дмитриевский  – советский и российский живописец, полковник в отставке, В составе творческой группы был направлен на второй и третий Белорусские фронты. В 1945 году он - участник боев за освобождение Чехословакии.

Эта картина раскрывает тему любви в военные годы. Солдат в момент затишья смог вырваться к своей любимой, чтобы хоть немного побыть с ней. Видим два любящих сердца, для которых каждая минута на счету. И они не знают, встретятся ли еще или эта встреча будет  последней. Они смотрят друг на друга искренне, с любовью. Я надеюсь, что это была их не последняя встреча. Что у них есть будущее.

Лавринович Ксения, учащаяся 1СД-5

Медсестра Люда Молчанова

 Борис Николаевич Дрыжак (1927-2008)

 Борис Николаевич Дрыжак родился в апреле 1927 г. вс. Нижняя Покровка Перелюбского р-на Саратовской области. В октябре 44-го он прибавил себе полгода возраста и ушел на фронт добровольцем. Его направили в Вольское авиационное училище. В училище обман раскрылся, но юношу не отправили домой, разрешили учиться. Но совсем скоро, через неделю перевели из Вольска в Воронеж в Особое училище химзащиты. Правда и там поучиться ему так и не пришлось. По воинским частям прошел набор солдат, умеющих рисовать – формировалось команда специального назначения. Оказалось, что обычный деревенский паренек Борис Дрыжак очень способен к рисованию, и он попал в эту команду. Задачей команды было обследование захваченных немецких секретных заводов, а художники сразу после этого должны были точно зарисовывать детали оборудования, техники и передавать их в секретный Центр советской группы войск.В июне 45-го команду перебросили на Дальний Восток на ликвидацию завода в Чуцине. Они добирались на верблюдах через пустыню Гоби и горы Хингана. Центр был ликвидирован.

За день до капитуляции Японии Борис и медсестра Люда подорвались на мине. Девушка погибла, а Борис на полгода попал в госпиталь. Потом он нарисовал по памяти ее портрет, который так и назвал «Медсестра Люда».

 

Юность

Борис Николаевич Дрыжак (1927-2008)

 

Нa этой картине изображено военное время. Встреча солдата с медсестрой. Они стоят веселые и расслабленные.

Истосковавшимся за время войны мужчинам не хватало женской заботы, тепла, которые они могли получить у «сестричек».

Но кажущаяся расслабленность - это лишь первое впечатление, ведь в любой момент бойцы готовы вступить в бой. Об этом говорят изображенные на заднем плане картины пушки.

Время года на картине - ранняя осень. Листья на деревьях начинают желтеть, а вот поле уже созрело, значит будет много хлеба.

В лесу тихо. Нарушают тишину солдаты, которые отдыхают после боя. Наверно, строят планы на мирное время.

Севко Даша,  учащаяся 1СД-4

 

Памяти медсестер. 1987 г.

Фетисов Евгений Васильевич (1959 г.р.)

Сестра наша. 1980 г.

Ерёмин Алексей Григорьевич (1919-1918)

В 1935 году Ерёмина приняли в Среднюю Художественную школу при Всероссийской Академии художеств. В 1939 году его призвали на действительную военную службу в Красную Армию, которую он проходил курсантом в Тбилиси. Там же в 1940 г. впервые участвовал в выставке художников Закавказского военного округа. Войну встретил в бронетанковых войсках на Западном фронте. После ранения в 1942 г. воевал на Воронежском фронте командиром танкового взвода. В 1943—1944 гг. воевал на 2-м Украинском, 3-м Украинском и 4-м Украинском фронтах командиром роты тяжёлых танков «ИС». После тяжёлого ранения весной 1944 года был демобилизован по инвалидности в звании: гвардии старший лейтенант, командир танковой роты. Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Источник:http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post125560137

Медсестры. 1957 г.

Карякин Николай Петрович (1921-1990) 

Медсестры. 1961г.

Артамонов Валерий Анатольевич (1963 г.р.)

Между атаками. 1965 г.

Бут Николай Яковлевич (1928-1989)

Картина вызывает жуткие и плачевные эмоции, мы видим, как медицинская сестра перебинтовывает руку солдату. Время было очень  трудное - Великая отечественная война. Мы можем ощутить весь страх медицинских сестер, которые при выстрелах бегут к раненым, оказывая им помощь. Так же мы можем по картине понять, как было тяжело в то время. Многие семьи потеряли своих родственников, родители потеряли своих детей или же дети потеряли своих родителей и остались дети сиротами.

На картине мы можем заметить изображены люди, которые пережили уже многое, они очень грустные, но не побежденные.

Люди в то время были очень сильные, не смотря ни на что, они бились и воевали до последнего.

Зайко Диана учащаяся 1ЛБ-2

Эта картина завораживает, привлекает и переносит в те ужасные года, когда люди голодали, умирали в страшных муках,  страдали, защищая себя и свою  Родину. На картине солдаты все в саже, уставшие, в плохом состоянии, но так и не потерявшие силу духа. Хоть они все в бинтах, боевых ранениях, с уставшими опущенными веками они будут сражаться до конца за мир и спокойствие над головами. Солдаты находятся в окаменелых развалинах. Там они могут скрыться и привести себя в чувства.

Картина передает всю трагичность и ужасающие прошлое, которое может нас настигнуть и по сей день. Автор пытается указать нам на наши ошибки и вернуть на мгновение в прошлое, чтобы будущее поколение не повторило весь ужас прошлого, ведь людям не надо так много, чтобы обрести своё собственное счастье. Радость заключается в мелочах, которые мы чаще всего не замечаем и оно проходит мимо нас.

Богдевич Дарья, учащаяся 1ЛБ-1

Дороги войны. 1964 г.

Николаев Борис Павлович (1925 г.р.)

В полотне «Дороги войны» , принадлежащей Национальной галерее Республики Коми, художник изобразил характерную картину того времени: военный обоз устало движется вперед, оттесняя врага.

Художник вспоминает: «Я много километров отшагал – служил в минометном полку, который был в резерве Главного командования, поэтому нас часто перебрасывали». Лаконичными живописными средствами воссоздает Николаев атмосферу военных лет: горизонтальный формат полотна позволил художнику развернуть широкую панорамную картину, а суровый охристо-свинцовый колорит очень точно передает тревожное состояние данного события. Это не просто эпизод из военной жизни, это размышление о минувшей войне и о ранах, которые она оставила в назидание будущим поколениям.

Картина Б.П.Николаева «Дороги войны» явилась важным вкладом в живописную военную летопись нашей страны и, по оценкам современников, является одним из лучших произведений о войне.

http://www.ngrkomi.ru/gallery/exhibition/48/

Война окончена! 1945 г.

Жуков Николай Николаевич (1908-1973)

У каждого, кто пережил войну, своя память о ней, свои воспоминания. У художников — своя. Выполняя воинский долг, они в то же время оставались художниками. Многие прошли войну рядовыми бойцами-саперами, пехотинцами, артиллеристами, связистами, танкистами. Им редко приходилось браться за карандаш и бумагу, но глаза запечатлевали в памяти увиденное.

 

Спасибо, родная. 1950 г.

Жуков Николай Николаевич (1908-1973)

Как то после войны посчитали, что из всех членов Союза художников 90 человек воевали, 5 имеют звание ГСС. А сколько неизвестных художников которые рисовали в блокнот не скажет никто. Дом-музей Н. Н. Жукова (1908-1973гг.) – Народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, Почетного гражданина г. Ельца 

http://zhukov.eletsmuseum.ru/ 

 

 

Весна 45 года

Зацепина Зинаида Ильинична (1913-1986)

Советская украинская художница, живописец. Член СХ УССР. Зинаида Ильинична Зацепина родилась 29 октября 1913 года в слободе Новая Калитва, Воронежской области в России. В 1939 году Зинаида Зацепина стала студенткой Киевского государственного художественного института. Во время Великой отечественной войны продолжила обучение в эвакуации. В 1944 году художница вернулась из эвакуации и была зачислена в мастерскую профессора А.А. Шовкуненко Киевского художественного института. Работала в области станковой живописи. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов и жанровых картин. Произведения Зацепиной З.И. представлены в Национальном художественном музее Украины, в художественных музеях Одессы, Полтавы, Николаева, Симферополя, в частных собраниях в Украине и за ее пределами.

Смерть санитарки. 1964

Казаков Борис Иванович (1927-2019)

Борис Иванович родился в г. Балахна Горьковской (Нижегородской) области, Россия. В 1953 г. поступил в Горьковское (Нижегородское) художественное училище, окончил в 1958 г. с отличием. В 1958 г. поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт на отделение театральной декорации. В 1964–1968 гг. оформил 14 спектаклей в ТЮЗе и 4 спектакля в театрах Могилёва и Гомеля.

После ухода из театра стал заниматься живописью и графикой. В 1970 г. был принят в Союз художников СССР. Работы находятся также в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников, других государственных и частных собраниях Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья. В 1991 г. было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь.

http://www.liveinternet.ru/users/3596969 

 

Ласковые руки. Матрена Семеновна Нечипорукова. 1944 г.

 Климашин Виктор Семенович (1912-1960)

Климашин Виктор Семенович - русский советский живописец, плакатист, график, один из лучших советских акварелистов. С 1930-х работает как плакатист, в основном политический плакат, также рекламный и киноплакат. С 1937 иллюстрирует и оформляет книги для издательств: «Молодая гвардия», Партиздата; рисует для журналов «Смена», «Вокруг света», «Огонек». родился в 1912 году в селе Терса, Сатовской губернии.  Полный кавалер Ордена Славы 1 степени.

Вместе с армией военный художник Виктор Климашин дошел до Берлина и создал огромное количество рисунков.

В госпитале. 1964 г.

Кокачев Виталий Васильевич (1925-2016)

Виталий Васильевич Кокачев попал на войну совсем молодым и вскоре был тяжело ранен. Первый успех ему принесла картина «В госпитале» (1964), написанная по воспоминаниям о днях войны. Она основана на реальных фактах фронтовой биографии художника и носит автобиографический характер. Художник награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу». С 1956 года Виталий Васильевич участник городских, республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных выставок.

Медсестра. Портрет Региты Даггелете

Куделькин Виктор Иванович (1911-1995)

Куделькин Виктор Иванович: «Мои герои - люди своего времени». Выдающийся татарский художник и график, один из первых мастеров татарского изобразительного искусства.

Картина - поколенный портрет молодой женщины в белом халате, в 3/4 повороте вправо, на фоне зимнего пейзажа. На плечи накинута шинель. Волосы темные заколоты на затылке. Глаза голубые, губы плотно сжаты.

 

Весна 45-го

Раиса Владимировна Кудревич (1919-2000)

В белорусском изобразительном искусстве подвиги сестер милосердия, которые, рискуя своей жизнью, спасали жизни воинов в годы Великой Отечественной войны, проводя операции, несмотря на то, что рядом кипели ожесточенные бои и рвались гранаты, выносили раненных с поля боя и выхаживали их в госпиталях, а нередко сами гибли на поле сражения, воплотила в своем творчестве Раиса Кудревич. Романтика и приподнятость образа военной медсестры на полотне Раисы Кудревич, держащей первые весенние цветы, заключена в том, что в силу профессии медицинские сестры стоят на страже Жизни, олицетворяя символы надежды и заботы, значимости и ценности жизни.

Раиса Владимировна Кудревич (1919–2000) – живописец, заслуженный деятель БССР, народный художник РБ с 1999г.  С 1943г.  – участник республиканских, всесоюзных и  международных художественных выставок. С  1946  г.  – член Союза художников СССР.

В медсанбате

Лихоносов Владимир Васильевич  (1935-2007)

Медсестра. 1976 г.

Лихоносов Владимир Васильевич  (1935-2007)

Владимир Васильевич - украинский художник, живописец, график. Родился в с. Греково, Ростовская область. В 1970 окончил Украинский полиграфический институт им. И. Фёдорова, учился у Н. Шевченко и В. Савина. Экспонент художественных выставок с 1960. Член СХУ с 1967. В 1995 в Луганском ХМ состоялась персональная выставка художника. Жил и работал в Луганске.

 

Битва за Киев

Сергей Вадимович Лосицкий

На сегодняшний день образ Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. мы можем увидеть в многочисленных фильмах, песнях, выставках и музеях. Отдельно стоит сказать о живописи - это отдельное искусство, которое позволяет раскрыть всю полноту переживаний и чувств. А иногда полотна говорят даже больше, чем какие-либо слова. Как, например, картина доцента кафедры живописи Московского архитектурного института Сергея Лосицкого.

Медсестры. Мир. Победа. 1984 г.

Альгерд Адамович Малишевский (1922-1989)

Альгерд Адамович Малишевский (1922–1989)  – белорусский живописец, заслуженный деятель искусств БССР (1977), участник Великой Отечественной войны. Мастер портретной живописи. Своеобразное восприятие мира художником выступает в  его портретном творчестве. Уже в  ранних картинах проявились особенности метода художника  – стремление к  психологической трактовке модели, достоверно отображенная разработка образных характеристик, фиксирование наиболее выразительных отличий облика портретируемого. Адам Глобус вспоминает: «…Альгерд написал несколько больших полотен с  портретами врачей. Монументальные, суровые, торжественные, как  апостолы на  фресках Джотто, они поражали спокойным величием. Малишевский умирал, а  врачи спасли его, подарили ему вторую жизнь. Он, благодарный за  спасение, написал их  портреты. Положительный образ врача в  искусстве и  литературе встречается не  часто. Обычно, если доктор, так обязательно Фауст, обязательно алхимик и  мракобес дьяволоподобный. Альгерд увидел во  врачах апостолов и  нарисовал врачей-апостолов, это был убедительный ход».

Альгерд Малишевский преподавал в  Минском художественном училище с  1953 по  1981  г. Его картины находятся в  Национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в  Минске, фондах Белорусского союза художников и  Министерства культуры России, в  частных собраниях как  в  Беларуси, так и  за  рубежом.

Портрет медсестры. 1965 г.

Мелентьев Олег Германович (1921-1980)

 Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Май 1945 года. 1983 г.

Минский Григорий Семенович (1912-2011)

Боец Аленушка. 1985 г.

Сизов Владимир Владимирович (Россия, 1946)

Одной из известных работ этого времени стала картина «Боец Аленушка» (1985), в которой он создал образ тысяч девушек, принимавших участие в войне. Она гадает на ромашке, но не о любви ее мысли, а вернется ли живой после боевого задания.

 

Медсестричка

Светлана Нестерова (1982 г.р.)

Когда она была совсем маленькой, видела, как папа смешивал краски и рисовал в старом сарайчике, оборудованном под мастерскую. Наверное, тогда у нее появилась мечта стать художницей… А еще у нее был любимый дедушка-фронтовик. Он не мог передвигаться из-за болезни, которая стала отголоском Великой Отечественной войны, и жил за большим шкафом. Возвращаясь из детсада, Света первым делом прибегала туда. Вместе с дедушкой сочиняла сказки и стишки, пела песенки. Думала, что вырастет, получит медицинские знания и вылечит его. Но не успела. Когда девочка пошла в первый класс, дедушка умер…

Живопись Нестеровой не по-женски размашистая, пастозная, многослойная, иногда даже грубоватая. Но это ей в плюс. Сразу чувствуется настроение и характер. Светлана любит цвет и живет цветом.

Среди женщин не так много больших художников. Гончарова, Серебрякова… И Светлана Нестерова одна из них. Совсем недавно она стала мамой. Сына назвала в честь любимого дедушки, с которым сочиняла в детстве сказки…

https://stolica-s.su/archives/7215

Безымянные. 1991 г.

Платонов Юрий Васильевич  (1939-2017)

Сортировочное отделение полевого подвижного госпиталя

Яковлев Николай Георгиевич (1895–1988)


Медсестра. 1943 г.

Румянцев Алексей  Яковлевич (1908-1969)

Румянцев Алексей  Яковлевич - живописец, театральный художник. Учился в Ярославском художественном техникуме, Московском художественном институте и Ленинградском институте пролетарского искусства. В 1932 году приехал в Архангельск. Один из первых архангельских живописцев, принятых в Союз художников СССР (1936). Участник Великой Отечественной войны. Работал в Архангельском драмтеатре. Участник областных и республиканских выставок.

Сестричка.  2010 г.

Иван Алексеевич Салмин

Иван Алексеевич пока не является профессионалом и не входит в Союз художников, но его творчество уже высоко оценивают специалисты и просто любители живописи. Иван Салмин рисовать начал в детстве. Отец его бережно собирал рисунки сына.

В школе увлечение продолжилось Ваня делал стенгазеты и был бессменным членом ученической редколлегии. Затем увлекся спортом греблей на байдарке и каноэ и в качестве спортсмена объехал многие города России. Путешествуя, Салмин набирался впечатлений о родной стране, и в итоге с 1993 года они стали превращаться в живописные полотна. Сейчас у автора более двухсот живописных работ.

Он не раз выставлялся в Доме культуры в Ишеевке, где живет, а в прошлом году принимал участие в областной выставке народного творчества. 

http://www.liveinternet.ru/users/3596969 

Сестрица. 1953 г.

Марат Иванович Самсонов (1925-2013)

Марат Иванович - народный художник России, действительный член Российской академии художеств, художественный руководитель Студии имени М. Б. Грекова. Родился 22 марта 1925 года в городе Иркутске.

Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью — "Сестрица" (1953). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах — вера в победу. Вокруг — напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника — важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. "Сестрица" экспонируется в Центральном музее Вооруженных сил.

 http://www.liveinternet.ru/users/3596969 

Подвиг санинструктора Валерии Гнаровской. 1984 г.

Марат Иванович Самсонов (1925-2013)

Санинструктор 907-го стрелкового полка (244-я стрелковая дивизия, 12-я армия, Юго-Западный фронт) комсомолка красноармеец Валерия Гнаровская спасла жизнь многим бойцам и офицерам. Только в бою у села Голая Долина Славянского района Донецкой области Украины она вынесла с поля боя 47 раненых. Защищая раненых, уничтожила свыше 20-и солдат и офицеров противника. 23 сентября 1943 года в районе села Иваненки, ныне село Гнаровское Вольнянского района Запорожской области Украины, отважная девушка со связкой гранат бросилась под танк и подорвала его. 

Радио Москвы сообщило: «23 сентября на всех участках фронта было подбито и уничтожено сорок девять немецких танков». Спасая раненых, один из них уничтожила Валерия Гнаровская. Так ковалась победа. Боевые друзья — однополчане Валерии Гнаровской писали ее отцу: «Каждый раз, идя в бой, мы вспоминаем вашу дочь, Осип Осипович. Ее подвиг зовет нас вперед! Вперед, к окончательной победе! Похоронена в селе Гнаровское. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцу Гнаровской Валерии Осиповне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 

Источник: www.warheroes.ru 

На фронтовых дорогах. Медсестра. 1965 г.

Сафаргалин Асхат Газизулинович (1922-1975)

 

Санинструктор

Николай Иванович Смирнов (1921-2007)

Николай Иванович Смирнов - один из старейших тверских художников. Он родился в 1921 году в несуществующей уже деревне Гудово.

Как многие сверстники, в 1941 году молодой художник ушел на фронт. Фронт стал серьезным испытанием для Николая Ивановича Смирнова. После тяжелого ранения под Конотопом он мог навсегда расстаться с живописью – один из осколков перебил сухожилия на правой руке. Приговор для любого художника, конец творчества. Но Смирнов не сдался, научился писать левой рукой, а потом разработал и правую. На многих его картинах – участники той великой войны. «Санинструктор» Николая Ивановича говорит о фронте не меньше, чем подробные архивные документы, это живой свидетель страшных испытаний. Его судьба – судьба каждого фронтовика.

 http://www.liveinternet.ru/users/3596969

Портрет участницы защиты героической Брестской крепости

 Р. И. Абакумовой.  1959 г.

Талалаев Анатолий Николаевич (1929-1989)

 

 

 

Подруги. 2005 г.

Степура Елена Илларионовна (1979 г.р.)

 

Девушки МПВО

Шатилов Борис Алексеевич  (1905-2000)

 

 

Сестра. 1987 г.

Савостьянов Федор Васильевич (1924-2012)

 

Милосердная сестра

Александр  Михайлович Левченков (1987 г.р.)

Одна из моих любимых картин, созданных современными художниками, является работа Александра Левченкова "Милосердная сестра". Полотно создано в 2005 году, и на нём изображена медицинская сестра, везущая в медпункт раненого бойца. 

Зима. За окном холодного автомобиля гремит война, напоминая о себе чёрными клубами дыма. В сторону фронта длинной полосой тянется многочисленная колонна советских солдат. А девушка, укутавшись шинелью и держа за руку раненого, погружена в мысли о своей судьбе и тяжелой войне, в которой ей пришлось участвовать...

Медсестра

 Лихоносов Владимир Васильевич (1935−2007)

 

23 февр. 1942 погибла медсестра Людмила Дубовик,
 за 2 дня успела вынести с поля боя 41 бойца
Сергей Александрович Сергеев (1953 г.р.)

Вакс Бенцион  Иосифович (1912-1989)

Первое, что приходит нам в голову, когда речь заходит о творчестве художника Бенциона Иосифовича Вакса: это очень честная живопись. Она похожа на безыскусное признание в любви, на которое бывают способны только цельные, твёрдые натуры.

Или на рассказ многое повидавшего и, что называется, многое «пропустившего сквозь себя» человека. Его работы сродни монологу Вашего давнишнего знакомого, который, глядя Вам прямо в глаза, неспешно повествует то о высоком, то о трагичном, то о торжественно-светлом, то о привычно-обыденном... и у Вас нет и тени сомнения в том, что все это — быль, без прикрас и неуместного пафоса.

Раненый солдат
Ездаков Олег Васильевич (1959 г.р.)
Полевой госпиталь
Трошин Сергей Николаевич (1986 г.р.)

Ветеран боевых действий.  Трошин Сергей Николаевич российский художник, работает в стиле реалистической живописи. В историко-батальном и пейзажном жанрах.

Весна 45-го

Усватов Александр Семенович (1926 г.р.)

Александр Семёнович всегда мечтал стать художником. Окончив школу, поступил в Московское художественное училище. А через год началась война. Служба в армии, военное училище связи... Получил звание подполковника, работал завкафедрой в инженерном училище.

В сорок с небольшим вышел на пенсию. И... решил поступать в Горьковское художественное училище, несмотря на то, что имелось возрастное ограничение, - 35 лет.

Сейчас Александр Семёнович - профессиональный живописец, член Союза художников России. В советские времена его работы висели в московском Манеже рядом с картинами заслуженных мастеров, он принимал участие во многих всероссийских и всесоюзных выставках, его полотна хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

В БАГАЖЕ художника много лирических пейзажей, тёплых натюрмортов, выразительных портретов, ярких сюжетных картин, в том числе и военных зарисовок. Можно сказать, что Усватов - художник многожанровый.

Медсестра. 1941–1945

Кириков Василий Осипович (Россия, 1900-1978)

Медсестра делает инъекцию пенициллина раненому бойцу

Henry Marvell Carr

Сын полка. После боя

Позняк Сергей Витальевич (1961 г.р.)

На картине изображена медсестра с маленьким мальчиком. Глядя на изображение, можно прослезиться. Совсем юный мальчик стоит с перебинтованной головой и вероятнее всего с ранениями.  Название картины говорит о том, что был бой и мальчишка вернулся после него, а медсестра, перевязав  раны, стоит и держит его за плечи. Что она говорит ему? Совсем юный мальчик,  но у него в глазах видна сила и решительность. Я надеюсь, что с маленьким мальчиком все будет хорошо, и он поправится и продолжит борьбу с фашистами.

Ритус Виктория, учащаяся 1ЛБ-2.

 

Письмо из дома

Башкевич Анатолий Андреевич (1937 г.р.)

Фрагмент диорамы «Оборона Севастополя»

Рубо Франц Алексеевич (1956 г.р.)

Рубо - русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен.

Образ советской дружинницы

Асламазян Ерануи Аршаковна (1909-1998)

Фронтовое письмо

Знаменский Александр Анатольевич (1955 г.р.)

Дивизионный медицинский пункт в боях под Москвой. 1941 г. 

Анатолий Алексеевич Казанцев (1908-1984)

Медсестра из эвакогоспиталя

Богданов Александр Николаевич (1908-1989)

 

Медсестра Дуся

Сергей Витальевич Поздняк (1961 г.р.)

Медсестра 1943 г.

Сергей Митрофанович Годына (1921-2012)

Врачи и медицинские сёстры не стали исключением во время Великой Отечественной Войны. Они с первых дней спасали жизни раненым бойцам, не жалея себя. Вытаскивая раненых бойцов с поля боя и оперировать их по несколько часов без сна - всё это ради одной цели. Победы. Во время Великой Отечественной Войны погибло большое количество медсестёр, врачей. Они отдавали себя героизму и подвигу чтобы спасти жизни других людей.

Лось Ольга, учащаяся 1СБ-1 

 

Испытание

Прокопинский Геннадий Иванович (1921-1979)

 

Будет жить

Прокопинский Геннадий Иванович (1921-1979)

 

Сестра  Маргарет Салливан. 1945 г.

Нора Хейзен

Как только началась вторая мировая война, Хейсен решила стать волонтером.

В апреле 1944 года Нора отправилась в Новую Гвинею. «Мне было поручено изобразить вклад женщин в военные действия, я должна была писать женщин, работающих во время войны для военно-воздушных сил, флота и армии» - вспоминала она в одном из интервью в 1994 году.

В мае 1945 года Нора отправилась в Квинсленд, чтобы написать работу сестер-сиделок и нянечек, работающих в медицинских центрах эвакуации военных.

 

 

Сестра. 1945 г.

Нора Хейзен 

 

Портрет Зины Волковой, медсестры Ярославского военного госпиталя. 1942 г.

Кравченко Ксения Николаевна (1894-1985)

 

На картине представлена Зина Волкова в военной форме. В глаза сразу бросается гордый и смелый взгляд девушки. Он также кажется бесстрашным и готовым ко всему после пережитых ранее ужасов войны. Я думаю, что на данном портрете изображённая Зина осознает, что приносит неимоверную пользу военным, что на ее плечи легла большая ответственность за жизни людей и будущее страны, и она принимает это с достоинством.

Портрет показывает нам вклад, который вносили женщины на войне ради светлого будущего, побуждает нас гордиться не только теми, кто воевал, но и теми, кто помогал военным.

Кучинская Александра учащаяся 1ЛБ-2

 

Медсестра Фая

Пауков Алексей Иванович

Портрет относится к августу 1944 года: бои в Молдавии, на Кицканском плацдарме. Фаина Ивановна отдежурила тогда 48 часов по приёму и сортировке раненых с передовой, где шли тяжелейшие бои за освобождение города Бендер.  Алексей Иванович Пауков попросил Фаину посидеть, попозировать ему после смены. Он её усадил (если присмотреться, то как «Мону Лизу») и начал рисовать, а у неё от усталости и бессонных ночей просто закрывались глаза… У Фаи на портрете измождённый вид от всего пережитого до этого момента. Она похоронила многих своих друзей-однополчан, своего молодого человека…

Наивное искусство очень индивидуально. Это не одно направление, как, скажем, импрессионизм. Все художники очень разные – у каждого своя манера, стиль, язык. Если через живопись ярко видна индивидуальность, то мы можем говорить, что наивный художник состоялся.

 

На рубеже обороны Москвы. 1986 г.

Базыленко Стефания Ивановна

Стефания Ивановна Базыленко родилась в 1919 году. В июне 1941 года С.И. Базыленко – выпускница знаменитого московского ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории). Последний экзамен – и начинается война. Днем 22 июня в студенческом общежитии на митинге она произносит страстную речь, призывая студентов идти на фронт, и сама записывается в народное ополчение.
Двадцатидвухлетнюю девушку назначают командиром роты. Она воюет под Москвой, позже лейтенантом разведки участвует в легендарном Керченском десанте; становится военным переводчиком. Была дважды ранена. После войны Стефания Базыленко многие годы преподает на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века. Всю жизнь Стефания Ивановна писала стихи, выпустила несколько книг. В 60 лет (в 1979 году) написала свою первую картину.
На ее картине мы видим, как солдат строчит из пулемета, а в это время медсестра перевязывает ему голову. Очень напряженная, экспрессивная картина «На рубеже обороны Москвы». Идет баталия, но женщина очень спокойна. Интересно, что это именно автопортрет художницы, хотя на войне она была не медсестрой, а разведчицей.

Наивные художники – это непрофессиональные художники, которые не имеют систематического представления об истории искусства, о технике живописи или графики. Но, не зная собственно предмет, они при этом осознают себя как художники и начинают творить, вырабатывая свой собственный стиль, никого не копируя и не стремясь подражать великим.
 


Страницу подготовил Буйко Алексей, учащийся 1ЛД-1