
![]() |
Военная медсестра Наташа Михалева Софья Сергеевна Уранова (1910-1988)
На картине мы видим девушку в короткий миг затишья. Такие военно-полевые госпитали часто подвергались налётам вражеской авиации, артиллеристскому обстрелу и танковым атакам. Мы не знаем, что будет дальше с этой совсем ещё юной девушкой, задумчиво глядящей вдаль.
Медсестры также поддерживали духовное и
эмоциональное состояние раненых солдат. Благодаря
своей отзывчивости и доброте, они помогали солдатам
преодолевать страхи и депрессию, вдохновляли их на
веру в победу и возрождение Родины.
На картине, до глубины души, на меня
произвел впечатление
взгляд
медсестры, глаза ее полны боли, печали и
усталости... В её глазах -
вера, вера в
Победу. Гуринович Анна,
учащаяся 1ЛБ-1
Картина потрясает своим сюжетом и тем, как
мастерски она сделана. Все детали призваны усилить
драматизм и напряженность ситуации. Картина, хранящаяся
в Третьяковской галерее, где усталая медсестра показана
в минуту отдыха. То, что дело происходит во время войны,
понятно и из года создания полотна - 1945, и из облика
медсестры. Видно, как девушка устала. Она работает во
временном госпитале, устроенном в какой-то избе. Похоже,
что недалеко идут бои, привозят много раненых, и
приходится работать день и ночь. Девушка задумалась о
чем-то своем.
Алешкевич Анастасия Олеговна, учащаяся
1 ЛБ-1
Ha картине я вижу очень уставшую медсестру.
Видно, что идет война и в военной палатке лежат раненые
солдаты, которые
Очень уставший взгляд, потухшие глаза
говорят о том, что она провела не одну бессонную ночь,
дежуря возле раненых солдат, успокаивая и подбадривая
их. Измученная и уставшая, не спавшая не одну ночь, она
выполняет свою работу безропотно и добросовестно.. Конюх Вероника, учащаяся 1СД-5
Аполоник Лера, учащаяся 1СД-4
|
![]() |
Машенька
Борис Михайлович Неменский
Образ сестры
полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих
зрителей. Картина подкупает добротой, искренностью и
легкой ноткой печали, в ней «живет образ волшебной
сказки, рассказанной по-своему, по-солдатски правдиво,
бесхитростно, искренне» (Л.А. Неменская).
В двойном освещении утреннего холодного окна и
настольной лампы фигура девушки кажется очень
трогательной. Взгляд ее устремлен куда-то внутрь себя,
сосредоточен на каких-то едва уловимых, ускользающих
воспоминаниях или мечтах. Автор смог передать
удивительное состояние «между сном и явью, между
реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было
написано множество лиц. И в результате появился образ
настолько проникновенный, что многие солдаты, прошедшие
войну, уверяли: на картине изображена именно спасшая их
медсестра. |
![]() |
Последняя встреча
Ильдар Кадирович
Акжигитов (1984 г.р.) В годы Великой Отечественной войны люди не только совершали подвиги, но и просто жили: встречались, любили и создавали семьи. С помощью палитры красок мастер говорит нам о всепобеждающем чувстве любви в тяжелых условиях военного времени. Эту человеческую, а не героическую сторону войны и открывает нам художник.
Григорович Ангелина, учащаяся 1ЛБ-2
Эта картина заставляет меня задуматься о
цене мира и войны, о любви и жертвенности, о том, какие
чувства овладевают людьми в трудные времена.
Сазонова
Александра, учащаяся 1ЛБ-1
|
![]() |
Медсестра (В свободную минуту). 1945 г.
Григорий Михайлович Шегаль
Григорий Михайлович Шегаль — видный
представитель советской исторической живописи 1930-х
годов, сильные и слабые стороны которой выявились в его
творчестве весьма ярко и рельефно
Из жанровых произведений Шегаля немалую
известность в послевоенную пору приобрела картина из
собрания Третьяковской галереи «В свободную минуту.
Медсестра» (1945). Тема военной жизни в ней звучит не
событийно, а в ее не менее героическом повседневном
проявлении. В этой картине зрителя привлекают
задушевность скромного лирического живописного рассказа,
выраженная в нем правда. http://www.liveinternet.ru/users/3596969
Картина
потрясает своим сюжетом и тем, как мастерски она
сделана. Все детали призваны усилить драматизм и
напряженность ситуации. Картина, хранящаяся в
Третьяковской галерее, где усталая медсестра показана в
минуту отдыха. То, что дело происходит во время войны,
понятно и из года создания полотна - 1945, и из облика
медсестры. Видно, как девушка устала. Она работает во
временном госпитале, устроенном в какой-то избе. Похоже,
что недалеко идут бои, привозят много раненых, и
приходится работать день и ночь. Девушка задумалась о
чем-то своем.
Неведомская Ангелина
Гурбанова Фатима, учащаяся 1ЛБ-2
|
![]() |
Медсёстры
Виктор Владимирович
Альшевский (1953 г.р.)
Виктор Владимирович Альшевский родился 21
сентября 1953 года в д. Угольщина Могилевской области.
Окончил Республиканскую школу-интернат по музыке и
изобразительному искусству им. И.В. Ахремчика (1972),
Белорусский театрально-художественный институт,
отделение монументально-декоративной живописи (1980),
творческие мастерские Академии художеств СССР в Минске
(1984). Учился у Г.Х. Ващенко, В.В. Немцова, М.А.
Савицкого. Работы находятся в государственных и частных
собраниях Беларуси, России, Германии, Норвегии и др.
|
![]() |
Как молоды мы были. 1969 г.
Ахвледиани Вахтанг Георгиевич Родился 8 марта 1924 году в городе Тбилиси (Грузинская ССР). Закончил Тбилисскую Академию искусств (1951). Работал в отрасли станковой живописи. Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в республиканских выставках с 1961. Награжден медалями. Основные произведения: «Дружба» (1954), «Серый день» (1960), «Встреча Т. Г. Шевченко из А. А. Церетели» (1961); «Над могилой вторая» (1964 - 1965); «Девушки» (1967); «Анна» (1967); «На току» (1968), «Наталка» (1971), «Шахтеры» (1974), «Богатыри Донбасса» (1979), «Высотник М. Дубовой» (1980), «В братской семье" (1982) и другие. Произведения хранятся в Луганском, Днепровском и других художественных музеях. Источник: http://socrealizm.com.ua
Война - это то, что нельзя описать простыми
словами… Война разрушает всё, что видит на своём пути…
Она не щадит никого. На картине изображена жуткая
ситуация - смерть медицинского работника, человека,
который вместе с воинами спасал
жизни людей. Очень
жаль, что в то время погибло такое количество людей.
Нужно помнить об этом всегда. Никогда не забывать!!!
Ушева Елизавета, учащаяся 1ЛБ-1
В самом центре картине, мы видим,
трагическую любовь двух людей. Во время войны их любовь
заканчивается, девушка
погибает
во время боя, а ее возлюбленный держит ее бережно на
руках и прощается.
Королюк Анна Михайловна, учащаяся 1ЛБ-1
Сушко Карина, учащаяся 1СБ-1
|
![]() |
Медсестра Наташа Бут Николай Яковлевич (1928-1989)
Бут Николай
Яковлевич
(г. рожд. 1928) — российский художник-баталист. События
Великой Отечественной войны — основная тема творчества
художника.
Казмерчик Елена, учащаяся 1СД4
|
![]() |
Наши сестры.
Вайшля Леонид Игнатьевич
Леонид Игнатьевич Вайшля Леонид Игнатьевич - член Союза художников России с 1964 г. Участник городских, всесоюзных, республиканских и международных выставок. Работы художника находятся во многих региональных музеях. http://www.liveinternet.ru/users/3596969
Юречко
Виктория
учащаяся 1ЛБ1
Боровская Илона, учащаяся 1ЛД1
|
|
Медсанбат Владимиров Валентин Георгиевич (1869-1947)
Ляшевич Анастасия, учащаяся 1СБ-1
|
|
«Аджимушкайская Аленушка» из цикла
«Аджимушкай. 1942 год». 1966
Малашенко Мария, учащаяся 1ЛБ-2
Домашова Дарья, учащаяся 1ЛБ-1 |
![]() |
Эскиз к картине
«Валерия», посвященной
подвигу 20 летней санитарки Валерии Гнаровской. 1970 г
http://www.liveinternet.ru/users/3596969
|
![]() |
Валерия. 1970 г
Валерия Гнаровская - героиня Великой
Отечественной Войны, погибшая 23 сентября 1943 г. Момент
героической смерти 20-ти летней девушки изобразил
художник на своем полотне. Ее чистый и светлый образ
подчеркивают ромашки. Страшное чудовище, которое будет
сейчас уничтожено этой хрупкой девочкой, только слегка
прослеживается сквозь дым. Ромашки выбраны автором не
случайно, они действительно цветут в этот период
времени, но здесь они еще и символизируют чистоту
молодость и жизнь вопреки смерти.
|
|
Подвиг Валерии Гнаровской. 1961 г. |
![]() |
Таня. 1969 г.
Еремич Софья, учащаяся 1ЛБ-1 |
![]() |
Во втором эшелоне
Дмитриевский Виктор Константинович
Виктор Константинович Дмитриевский
– советский и
российский живописец, полковник в отставке, В составе
творческой группы был направлен на второй и третий
Белорусские фронты. В 1945 году он - участник боев за
освобождение Чехословакии.
Лавринович Ксения, учащаяся 1СД-5 |
![]() |
Медсестра Люда Молчанова Борис Николаевич Дрыжак (1927-2008) Борис Николаевич Дрыжак родился в апреле 1927 г. вс. Нижняя Покровка Перелюбского р-на Саратовской области. В октябре 44-го он прибавил себе полгода возраста и ушел на фронт добровольцем. Его направили в Вольское авиационное училище. В училище обман раскрылся, но юношу не отправили домой, разрешили учиться. Но совсем скоро, через неделю перевели из Вольска в Воронеж в Особое училище химзащиты. Правда и там поучиться ему так и не пришлось. По воинским частям прошел набор солдат, умеющих рисовать – формировалось команда специального назначения. Оказалось, что обычный деревенский паренек Борис Дрыжак очень способен к рисованию, и он попал в эту команду. Задачей команды было обследование захваченных немецких секретных заводов, а художники сразу после этого должны были точно зарисовывать детали оборудования, техники и передавать их в секретный Центр советской группы войск.В июне 45-го команду перебросили на Дальний Восток на ликвидацию завода в Чуцине. Они добирались на верблюдах через пустыню Гоби и горы Хингана. Центр был ликвидирован. За день до капитуляции Японии Борис и медсестра Люда подорвались на мине. Девушка погибла, а Борис на полгода попал в госпиталь. Потом он нарисовал по памяти ее портрет, который так и назвал «Медсестра Люда». |
|
Юность Борис Николаевич Дрыжак (1927-2008)
Нa этой картине изображено военное время. Встреча
солдата с медсестрой. Они стоят веселые и расслабленные.
Истосковавшимся за время войны мужчинам не хватало
женской заботы, тепла, которые они могли получить у «сестричек».
Но кажущаяся расслабленность - это лишь первое
впечатление, ведь в любой момент бойцы готовы вступить в бой. Об
этом
Время года на картине - ранняя осень. Листья на
деревьях начинают желтеть, а вот поле уже созрело, значит будет
много хлеба.
В лесу тихо. Нарушают тишину солдаты, которые
отдыхают после боя. Наверно, строят планы на мирное время.
Севко Даша,
учащаяся
1СД-4
|
![]() |
Памяти медсестер. 1987 г.
Фетисов Евгений Васильевич (1959 г.р.) |
![]() |
Сестра наша. 1980 г.
Ерёмин Алексей Григорьевич
В 1935 году Ерёмина приняли в Среднюю
Художественную школу при Всероссийской Академии
художеств. В 1939 году его призвали на действительную
военную службу в Красную Армию, которую он проходил
курсантом в Тбилиси. Там же в 1940 г. впервые участвовал
в выставке художников Закавказского военного округа.
Войну встретил в бронетанковых войсках на Западном
фронте. После ранения в 1942 г. воевал на Воронежском
фронте командиром танкового взвода. В 1943—1944 гг.
воевал на 2-м Украинском, 3-м Украинском и 4-м
Украинском фронтах командиром роты тяжёлых танков «ИС».
После тяжёлого ранения весной 1944 года был
демобилизован по инвалидности в звании: гвардии старший
лейтенант, командир танковой роты. Награждён орденами
Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Источник:http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post125560137 |
![]() |
Медсестры. 1957 г. Карякин Николай Петрович (1921-1990) |
![]() |
Медсестры. 1961г.
Артамонов Валерий Анатольевич (1963 г.р.) |
![]() |
Между атаками. 1965 г.
На картине мы можем заметить изображены люди, которые пережили уже
многое, они очень грустные, но не побежденные.
Люди в то время были очень сильные, не смотря ни на что, они бились
и воевали до последнего.
Зайко Диана учащаяся 1ЛБ-2
Картина передает всю трагичность и ужасающие прошлое, которое может
нас настигнуть и по сей день. Автор пытается указать нам на наши ошибки и
вернуть на мгновение в прошлое, чтобы будущее поколение не повторило весь ужас
прошлого, ведь людям не надо так много, чтобы обрести своё собственное счастье.
Радость заключается в мелочах, которые мы чаще всего не замечаем и оно проходит
мимо нас.
Богдевич Дарья, учащаяся 1ЛБ-1 |
![]() |
Дороги войны. 1964 г.
Николаев Борис
Павлович (1925 г.р.)
В полотне «Дороги войны» , принадлежащей Национальной галерее Республики
Коми, художник изобразил характерную картину того времени: военный обоз устало
движется вперед, оттесняя врага.
Художник вспоминает: «Я много километров отшагал – служил в минометном
полку, который был в резерве Главного командования, поэтому нас часто
перебрасывали». Лаконичными живописными средствами воссоздает Николаев атмосферу
военных лет: горизонтальный формат полотна позволил художнику развернуть широкую
панорамную картину, а суровый охристо-свинцовый колорит очень точно передает
тревожное состояние данного события. Это не просто эпизод из военной жизни, это
размышление о минувшей войне и о ранах, которые она оставила в назидание будущим
поколениям.
Картина Б.П.Николаева «Дороги войны» явилась важным вкладом в живописную
военную летопись нашей страны и, по оценкам современников, является одним из
лучших произведений о войне. |
![]() |
Война окончена! 1945 г.
Жуков Николай Николаевич (1908-1973) У каждого, кто пережил войну, своя память о ней, свои воспоминания. У художников — своя. Выполняя воинский долг, они в то же время оставались художниками. Многие прошли войну рядовыми бойцами-саперами, пехотинцами, артиллеристами, связистами, танкистами. Им редко приходилось браться за карандаш и бумагу, но глаза запечатлевали в памяти увиденное.
|
![]() |
Спасибо, родная. 1950 г.
Жуков Николай Николаевич (1908-1973) Как то после войны посчитали, что из всех членов Союза художников 90 человек воевали, 5 имеют звание ГСС. А сколько неизвестных художников которые рисовали в блокнот не скажет никто. Дом-музей Н. Н. Жукова (1908-1973гг.) – Народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, Почетного гражданина г. Ельца
|
|
Весна 45 года
Зацепина Зинаида Ильинична (1913-1986) Советская украинская художница, живописец. Член СХ УССР. Зинаида Ильинична Зацепина родилась 29 октября 1913 года в слободе Новая Калитва, Воронежской области в России. В 1939 году Зинаида Зацепина стала студенткой Киевского государственного художественного института. Во время Великой отечественной войны продолжила обучение в эвакуации. В 1944 году художница вернулась из эвакуации и была зачислена в мастерскую профессора А.А. Шовкуненко Киевского художественного института. Работала в области станковой живописи. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов и жанровых картин. Произведения Зацепиной З.И. представлены в Национальном художественном музее Украины, в художественных музеях Одессы, Полтавы, Николаева, Симферополя, в частных собраниях в Украине и за ее пределами. |
![]() |
Смерть санитарки. 1964
Казаков Борис Иванович
Борис Иванович
После ухода из театра стал заниматься живописью
и графикой. В 1970 г. был принят в Союз художников СССР.
Работы находятся также в Национальном художественном
музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза
художников, других государственных и частных собраниях
Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья. В 1991 г. было присвоено звание заслуженного
деятеля искусств Республики Беларусь. |
|
Ласковые руки.
Матрена Семеновна Нечипорукова.
1944
г.
Климашин
Виктор Семенович (1912-1960)
Климашин Виктор Семенович - русский советский
живописец, плакатист, график, один из лучших советских
акварелистов. С 1930-х работает как плакатист, в
основном политический плакат, также рекламный и
киноплакат. С 1937 иллюстрирует и оформляет книги для
издательств: «Молодая гвардия», Партиздата; рисует для
журналов «Смена», «Вокруг света», «Огонек». родился в
1912 году в селе Терса, Сатовской губернии.
Полный
кавалер Ордена Славы 1 Вместе с армией военный художник Виктор Климашин дошел до Берлина и создал огромное количество рисунков. |
![]() |
В госпитале. 1964 г.
Кокачев Виталий Васильевич Виталий Васильевич Кокачев попал на войну совсем молодым и вскоре был тяжело ранен. Первый успех ему принесла картина «В госпитале» (1964), написанная по воспоминаниям о днях войны. Она основана на реальных фактах фронтовой биографии художника и носит автобиографический характер. Художник награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу». С 1956 года Виталий Васильевич участник городских, республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных выставок. |
![]() |
Медсестра. Портрет Региты Даггелете
Куделькин Виктор Иванович (1911-1995)
Куделькин Виктор Иванович: «Мои герои - люди
своего времени». Выдающийся татарский художник и график,
один из первых мастеров татарского изобразительного
искусства.
Картина - поколенный портрет молодой женщины в
белом халате, в 3/4 повороте вправо, на фоне зимнего
пейзажа. На плечи накинута шинель. Волосы темные
заколоты на затылке. Глаза голубые, губы плотно сжаты. |
![]() |
Весна 45-го
Раиса Владимировна Кудревич (1919-2000) В белорусском изобразительном искусстве подвиги сестер милосердия, которые, рискуя своей жизнью, спасали жизни воинов в годы Великой Отечественной войны, проводя операции, несмотря на то, что рядом кипели ожесточенные бои и рвались гранаты, выносили раненных с поля боя и выхаживали их в госпиталях, а нередко сами гибли на поле сражения, воплотила в своем творчестве Раиса Кудревич. Романтика и приподнятость образа военной медсестры на полотне Раисы Кудревич, держащей первые весенние цветы, заключена в том, что в силу профессии медицинские сестры стоят на страже Жизни, олицетворяя символы надежды и заботы, значимости и ценности жизни. Раиса Владимировна Кудревич (1919–2000) – живописец, заслуженный деятель БССР, народный художник РБ с 1999г. С 1943г. – участник республиканских, всесоюзных и международных художественных выставок. С 1946 г. – член Союза художников СССР. |
![]() |
В медсанбате
Лихоносов Владимир Васильевич
(1935-2007) |
![]() |
Лихоносов Владимир Васильевич
(1935-2007)
Владимир Васильевич -
украинский художник, живописец, график. Родился
в с. Греково, Ростовская область. В 1970 окончил
Украинский полиграфический институт им. И. Фёдорова,
учился у Н. Шевченко и В. Савина. Экспонент
художественных выставок с 1960. Член СХУ с 1967. В 1995
в Луганском ХМ состоялась персональная выставка
художника. Жил и работал в Луганске.
|
![]() |
Битва за Киев
Сергей Вадимович Лосицкий
На сегодняшний день образ Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг. мы можем увидеть в многочисленных
фильмах, песнях, выставках и музеях. Отдельно стоит
сказать о живописи - это отдельное искусство, которое
позволяет раскрыть всю полноту переживаний и чувств. А
иногда полотна говорят даже больше, чем какие-либо слова. |
![]() |
Медсестры. Мир. Победа. 1984 г.
Альгерд Адамович Малишевский (1922-1989) Альгерд Адамович Малишевский (1922–1989) – белорусский живописец, заслуженный деятель искусств БССР (1977), участник Великой Отечественной войны. Мастер портретной живописи. Своеобразное восприятие мира художником выступает в его портретном творчестве. Уже в ранних картинах проявились особенности метода художника – стремление к психологической трактовке модели, достоверно отображенная разработка образных характеристик, фиксирование наиболее выразительных отличий облика портретируемого. Адам Глобус вспоминает: «…Альгерд написал несколько больших полотен с портретами врачей. Монументальные, суровые, торжественные, как апостолы на фресках Джотто, они поражали спокойным величием. Малишевский умирал, а врачи спасли его, подарили ему вторую жизнь. Он, благодарный за спасение, написал их портреты. Положительный образ врача в искусстве и литературе встречается не часто. Обычно, если доктор, так обязательно Фауст, обязательно алхимик и мракобес дьяволоподобный. Альгерд увидел во врачах апостолов и нарисовал врачей-апостолов, это был убедительный ход». Альгерд Малишевский преподавал в Минском художественном училище с 1953 по 1981 г. Его картины находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в Минске, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, в частных собраниях как в Беларуси, так и за рубежом. |
![]() |
Портрет медсестры. 1965 г.
Мелентьев Олег Германович (1921-1980)
Екатеринбургский
музей изобразительных искусств |
![]() |
Май 1945 года. 1983 г.
Минский Григорий Семенович (1912-2011) |
![]() |
Боец Аленушка. 1985 г.
Сизов Владимир Владимирович (Россия, 1946)
Одной из известных работ этого времени стала
картина «Боец Аленушка» (1985), в которой он создал
образ тысяч девушек, принимавших участие в войне. Она
гадает на ромашке, но не о любви ее мысли, а вернется ли
живой после боевого задания.
|
![]() |
Медсестричка
Светлана Нестерова
Когда она была совсем маленькой, видела, как папа
смешивал краски и рисовал в старом сарайчике, оборудованном под
мастерскую. Наверное, тогда у нее появилась мечта стать
художницей… А еще у нее был любимый дедушка-фронтовик. Он не мог
передвигаться из-за болезни, которая стала отголоском Великой
Отечественной войны, и жил за большим шкафом. Возвращаясь из
детсада, Света первым делом прибегала туда. Вместе с дедушкой
сочиняла сказки и стишки, пела песенки. Думала, что вырастет,
получит медицинские знания и вылечит его. Но не успела. Когда
девочка пошла в первый класс, дедушка умер…
Живопись Нестеровой не по-женски размашистая, пастозная,
многослойная, иногда даже грубоватая. Но это ей в плюс. Сразу
чувствуется настроение и характер. Светлана любит цвет и живет
цветом.
Среди женщин не так много больших художников. Гончарова,
Серебрякова… И Светлана Нестерова одна из них. Совсем недавно
она стала мамой. Сына назвала в честь любимого дедушки, с
которым сочиняла в детстве сказки…
|
![]() |
Безымянные. 1991 г.
Платонов Юрий Васильевич
(1939-2017) |
![]() |
Сортировочное отделение полевого подвижного
госпиталя |
![]() |
Медсестра. 1943
Румянцев Алексей
Яковлевич
Румянцев Алексей
Яковлевич |
![]() |
Сестричка.
2010
г.
Иван Алексеевич Салмин
Иван Алексеевич пока не является профессионалом
и не входит в Союз художников, но его творчество уже
высоко оценивают специалисты и просто любители живописи.
В школе увлечение продолжилось Ваня делал
стенгазеты и был бессменным членом ученической
редколлегии. Затем увлекся спортом греблей на байдарке и
каноэ и в качестве спортсмена объехал многие города
России. Путешествуя, Салмин набирался впечатлений о
родной стране, и в итоге с 1993 года они стали
превращаться в живописные полотна. Сейчас у автора более
двухсот живописных работ.
Он не раз выставлялся в
Доме культуры в Ишеевке, где живет, а в прошлом году
принимал участие в областной выставке народного
творчества. |
![]() |
Сестрица. 1953 г. Марат Иванович Самсонов (1925-2013) Марат Иванович - народный художник России, действительный член Российской академии художеств, художественный руководитель Студии имени М. Б. Грекова. Родился 22 марта 1925 года в городе Иркутске. Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью — "Сестрица" (1953). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах — вера в победу. Вокруг — напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника — важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. "Сестрица" экспонируется в Центральном музее Вооруженных сил. |
![]() |
Подвиг санинструктора Валерии Гнаровской. 1984 г. Марат Иванович Самсонов (1925-2013)
Санинструктор 907-го стрелкового полка (244-я
стрелковая дивизия, 12-я армия, Юго-Западный фронт)
комсомолка красноармеец Валерия Гнаровская спасла жизнь
многим бойцам и офицерам. Только в бою у села Голая
Долина Славянского района Донецкой области Украины она
вынесла с поля боя 47 раненых. Защищая раненых,
уничтожила свыше 20-и солдат и офицеров противника.
Радио Москвы сообщило: «23 сентября на всех
участках фронта было подбито и уничтожено сорок девять
немецких танков». Спасая раненых, один из них уничтожила
Валерия Гнаровская. Так ковалась победа. Боевые друзья —
однополчане Валерии Гнаровской писали ее отцу: «Каждый
раз, идя в бой, мы вспоминаем вашу дочь, Осип Осипович.
Ее подвиг зовет нас вперед! Вперед, к окончательной
победе! Похоронена в селе Гнаровское.
Источник: www.warheroes.ru |
![]() |
На фронтовых дорогах. Медсестра. 1965 Сафаргалин Асхат Газизулинович (1922-1975)
|
|
Санинструктор
Николай Иванович Смирнов Николай Иванович Смирнов - один из старейших тверских художников. Он родился в 1921 году в несуществующей уже деревне Гудово.
Как многие сверстники, в 1941 году молодой
художник ушел на фронт. Фронт стал серьезным испытанием
для Николая Ивановича Смирнова. После тяжелого ранения
под Конотопом он мог навсегда расстаться с живописью –
один из осколков перебил сухожилия на правой руке.
Приговор для любого художника, конец творчества. Но
Смирнов не сдался, научился писать левой рукой, а потом
разработал и правую. На многих его картинах – участники
той великой войны. «Санинструктор» Николая Ивановича
говорит о фронте не меньше, чем подробные архивные
документы, это живой свидетель страшных испытаний. Его
судьба – судьба каждого фронтовика. |
![]() |
Портрет участницы защиты героической Брестской крепости
Р. И. Абакумовой.
1959 Талалаев Анатолий Николаевич
(1929-1989)
|
|
Подруги. 2005 г.
Степура Елена Илларионовна (1979 г.р.)
|
![]() |
Девушки МПВО
Шатилов Борис Алексеевич
(1905-2000)
|
![]() |
Сестра.
Савостьянов Федор Васильевич (1924-2012) |
![]() |
Одна из моих любимых картин, созданных
современными художниками, является работа Александра
Левченкова "Милосердная сестра". Полотно создано в 2005
году, и на нём изображена медицинская сестра, везущая в
медпункт раненого бойца.
Зима. За окном холодного автомобиля гремит
война, напоминая о себе чёрными клубами дыма. В сторону
фронта длинной полосой тянется многочисленная колонна
советских солдат. А девушка, укутавшись шинелью и держа
за руку раненого, погружена в мысли о своей судьбе и
тяжелой войне, в которой ей пришлось участвовать... |
![]() |
Медсестра
Лихоносов
Владимир Васильевич (1935−2007)
|
![]() |
23 февр. 1942 погибла медсестра Людмила Дубовик, за 2 дня успела вынести с поля боя 41 бойца Сергей Александрович Сергеев (1953 г.р.) |
![]() |
Первое, что приходит нам в голову, когда речь заходит о
творчестве художника Бенциона Иосифовича Вакса: это
очень честная живопись. Она похожа на
безыскусное признание в любви, на которое бывают
способны только цельные, твёрдые натуры.
|
![]() |
Раненый солдат Ездаков Олег Васильевич (1959 г.р.) |
![]() |
Полевой госпиталь Трошин Сергей Николаевич (1986 г.р.)
Ветеран боевых действий.
Трошин Сергей Николаевич
российский художник, работает в стиле реалистической
живописи. В историко-батальном и пейзажном жанрах. |
![]() |
Весна 45-го
Усватов Александр
Александр Семёнович всегда мечтал стать
художником. Окончив школу, поступил в Московское
художественное училище. А через год началась война.
Служба в армии, военное училище связи... Получил звание
подполковника, работал завкафедрой в инженерном училище.
В сорок с небольшим вышел на пенсию. И... решил
поступать в Горьковское художественное училище, несмотря
на то, что имелось возрастное ограничение, - 35 лет.
Сейчас Александр Семёнович - профессиональный
живописец, член Союза художников России. В советские
времена его работы висели в московском Манеже рядом с
картинами заслуженных мастеров, он принимал участие во
многих всероссийских и всесоюзных выставках, его полотна
хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
В БАГАЖЕ художника много лирических пейзажей,
тёплых натюрмортов, выразительных портретов, ярких
сюжетных картин, в том числе и военных зарисовок. Можно
сказать, что Усватов - художник многожанровый.
|
![]() |
Медсестра. 1941–1945
Кириков Василий Осипович (Россия,
1900-1978) |
![]() |
Медсестра делает инъекцию
пенициллина раненому бойцу
Henry Marvell Carr |
![]() |
Сын полка. После боя Позняк Сергей Витальевич (1961 г.р.)
Ритус Виктория, учащаяся 1ЛБ-2.
|
![]() |
Письмо из дома
Башкевич Анатолий |
![]() |
Фрагмент диорамы «Оборона
Севастополя»
Рубо Франц Алексеевич (1956 г.р.)
Рубо - русский художник-панорамист, академик и
руководитель батальной мастерской Академии художеств,
создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя»,
«Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
Основоположник отечественной школы панорамной живописи,
автор около двухсот монументальных полотен.
|
![]() |
Образ советской дружинницы
Асламазян Ерануи Аршаковна (1909-1998) |
![]() |
Фронтовое письмо
Знаменский Александр Анатольевич |
![]() |
Дивизионный медицинский пункт в боях под Москвой. 1941 г.
Анатолий Алексеевич Казанцев |
![]() |
Медсестра из эвакогоспиталя
Богданов Александр Николаевич
(1908-1989)
|
![]() |
Медсестра Дуся
Сергей Витальевич Поздняк |
![]() |
Медсестра 1943 Сергей Митрофанович Годына (1921-2012)
Лось Ольга, учащаяся 1СБ-1
|
![]() |
Испытание
Прокопинский Геннадий Иванович (1921-1979)
|
![]() |
Будет жить
Прокопинский Геннадий Иванович
(1921-1979) |
|
Сестра
Маргарет Салливан. Нора Хейзен
Как только началась вторая мировая
война, Хейсен решила стать волонтером.
В апреле 1944 года Нора отправилась
в Новую Гвинею. «Мне было поручено изобразить вклад
женщин в военные действия, я должна была писать женщин,
работающих во время войны для военно-воздушных сил,
флота и армии» - вспоминала она в одном из интервью в
1994 году.
В мае 1945 года Нора отправилась в
Квинсленд, чтобы написать работу сестер-сиделок и
нянечек, работающих в медицинских центрах эвакуации
военных.
|
|
Сестра.
Нора Хейзен |
|
Портрет Зины Волковой, медсестры Ярославского
военного госпиталя. 1942 г.
Кравченко Ксения Николаевна (1894-1985)
Портрет показывает нам вклад, который
вносили женщины на войне ради светлого будущего,
побуждает нас гордиться не только теми, кто воевал, но и
теми, кто помогал военным.
Кучинская Александра учащаяся 1ЛБ-2
|
|
Медсестра Фая
Пауков Алексей Иванович Портрет относится к августу 1944 года: бои в Молдавии, на Кицканском плацдарме. Фаина Ивановна отдежурила тогда 48 часов по приёму и сортировке раненых с передовой, где шли тяжелейшие бои за освобождение города Бендер. Алексей Иванович Пауков попросил Фаину посидеть, попозировать ему после смены. Он её усадил (если присмотреться, то как «Мону Лизу») и начал рисовать, а у неё от усталости и бессонных ночей просто закрывались глаза… У Фаи на портрете измождённый вид от всего пережитого до этого момента. Она похоронила многих своих друзей-однополчан, своего молодого человека… Наивное искусство очень индивидуально. Это не одно направление, как, скажем, импрессионизм. Все художники очень разные – у каждого своя манера, стиль, язык. Если через живопись ярко видна индивидуальность, то мы можем говорить, что наивный художник состоялся. |
|
На рубеже обороны Москвы. 1986 г. Базыленко
Стефания Ивановна
Стефания Ивановна Базыленко
родилась в 1919 году. В июне 1941 года С.И. Базыленко –
выпускница знаменитого московского ИФЛИ (Институт
философии, литературы, истории). Последний экзамен – и
начинается война. Днем 22 июня в студенческом общежитии
на митинге она произносит страстную речь, призывая
студентов идти на фронт, и сама записывается в народное
ополчение.
Наивные художники – это
непрофессиональные художники, которые не имеют
систематического представления об истории искусства, о
технике живописи или графики. Но, не зная собственно
предмет, они при этом осознают себя как художники и
начинают творить, вырабатывая свой собственный стиль,
никого не копируя и не стремясь подражать великим.
|
![]() Страницу подготовил Буйко Алексей, учащийся 1ЛД-1 |